Уже более 7 тыс. «Пятерочек» открыты по всей России (всего в 53 субъектах РФ). Магазины, работающие под одной вывеской, далеко не всегда одинаковые. Три года назад «Пятерочка» начала проводить ребрендинг сети, реконструируя около 1200 объектов в год. После ремонта в магазине не только появляется новый дизайн, оборудование и отделы, но и растет выручка, а товарооборот в среднем, как сообщили в компании, увеличивается на 20%. Совсем недавно, в сентябре прошлого года в «Пятерочке» появился подформат, в компании его называют «четвертым» и, по словам генерального директора сети Ольги Наумовой, он, скорее, похож на гипермаркет «у дома», где можно купить все необходимое, особенно если речь идет о малых городах, в которых на сегодняшний день расположено более 40% всех магазинов сети.
Итак, в чем же особенность «гипер» «Пятерочек» – читайте в нашем фоторепортаже из 7777-го магазина X5 Retail Group, открытого этим летом в небольшом северном городе Ухте (республика Коми).
Магазины «четвертого» формата – это торговые точки после ребрендинга с наибольшей для сети торговой площадью – более 620 кв. м, и широким ассортиментом около 5000 наименований товаров. На данный момент в этом формате работает 35 магазинов, хотя больших магазинов (от 620 кв. м) в сети намного больше – 590 объектов. Формат магазина определяется в зависимости от площади помещения и прогнозной оценки товарооборота.
Отдельного дизайна «четвертого» формата не существует, единая новая концепция «Пятёрочки» масштабируется на все без исключения магазины торговой сети.
Магазин в Ухте в день открытия насчитывал 4600 ассортиментных позиций. Матрица в небольших городах такая же, как и в столице. Но при этом в каждом регионе ассортимент адаптируется к вкусам местного населения – на прилавке всегда есть хлеб, молоко, алкоголь региональных производителей, к которым привык покупатель.
Локальные производители занимают от 20 до 100% в ассортименте, в зависимости от группы товара и степени приверженности местных жителей. В Коми своих производителей не много, зато хорошо представлены товары из ближайших регионов – Кировской, Вологодской областей. Да, и покупатели предпочитают вологодское молоко местному.
Средний чек в магазинах «Пятерочка» по итогам 1 кв. 2016 года составил 355,6 руб. И, кстати, в небольших городах он выше, так как в мегаполисах люди чаще совершают покупки на ходу (снэки, сигареты и т.п.), тогда как в регионах таких покупок меньше. Количество позиций в чеке в малых и средних городах примерно одинаковое, в небольших городах – 4,4, в крупных – 4,5. Частота посещений «Пятерочек» составляет в среднем 2,24 раза в неделю.
Продукты и необходимые товары: фрукты, мясо, овощи, категория фреш завозятся в магазин один раз в 2-3 дня. Жители небольших городов (магазины открываются даже в населенных пунктах меньше 5 тыс. человек) часто имеют свои огороды и дачи. Так что на те продукты, которые можно вырастить самим, спрос здесь будет меньше, чем в мегаполисах.
В качестве shop in shop «Пятерочка» отдает приоритет аптекам, предприятиям бытовых услуг, магазинам детских товаров, салонам мобильной связи, отделам кулинарии, а также мясным развалам и фермерским дворикам. Низкие цены партнеров-операторов дополнительно поддерживаются специальными условиями сотрудничества, включая размещение торговых точек партнеров непосредственно внутри торгового зала «Пятерочки».
На данный момент в сети «Пятерочка» открыто в формате shop in shop более 1326 торговых точек региональных и федеральных партнеров. Синергия в привлечении трафика и расположении торговых точек приносит дополнительный доход не только партнерам, но и «Пятёрочке».
Оборудование для выпечки хлеба и приготовления кур гриль не является обязательным для формата, но оно дает магазину дополнительную прибыль.
Оборудование по проверке ценников устанавливается во все магазины вне зависимости от их площади.
В Х5 Retail Group отмечают особенности поведения покупателей в городах с населением менее 100 тыс. человек:
– покупатели знают ассортимент ключевых точек в городе,
– отслеживают, где купить конкретный товар дешевле,
– знают регулярность завоза того или иного продукта,
– часто продавцы знают в лицо покупателей, помнят их предпочтения, знакомят с новинками, выступают экспертами при выборе товаров.
Работоспособность холодильников контролируется удаленно, например, отслеживается правильность температурного режима. С применением мониторингового оборудования стало меньше проблем с качеством и списаниями товара. Более подробно о применении новых технологий в сети в читайте в материале «Когда приходит «Пятерочка».
По промоакциям в сети продается в среднем – 25-30% товаров.
В магазине работают 12-15 человек. Чтобы обучить сотрудников, в удаленные регионы приезжают наставники из крупных городов. Их задача научить персонал работать по стандартам торговой сети “Пятёрочка”.
Х5 не побоялась зайти в город, несмотря на присутствие сильного конкурента. «Пятерочка» открылась, что называется, дверь в дверь с «Магнитом». Чем меньше населенный пункт, тем острее чувствуется конкуренция. В Ухте на 100 тыс. жителей 4 магазина «Пятерочка» и 17 «Магнитов».
Об обновленном формате «Перекрестка» читайте в материале «Самый большой «Перекресток»: новые решения».
Ольга Крыкова, специально для Retail.ru