Опубликовано

Свет в торговле: новые технологии и старые привычки

В ритейл пришли светодиоды


Sela привлекает внимание к товару при помощи выкладки и направленного света.

Sela привлекает внимание к товару при помощи выкладки и направленного света.

Основной принцип, которого придерживается большинство ритейлеров – больше света за меньшие деньги. Причем владельцы бизнеса все чаще начинают задумываться об использовании энергосберегающих технологий. Один из основных трендов ритейла последнего времени – приход светодиодов. «Если в  2008 году на LED приходилось всего 7%, то в 2012 – уже 13%. Прогнозируется, что к 2020 году светодиоды займут 75% рынка», – рассказывает Глеб Щербаков, директор по развитию бизнеса на крупноформатном ритейле компании «Точка опоры».

Инновации в области светодиодного освещения появляются постоянно. Стоимость LED-светильников стала конкурентоспособной, хотя еще несколько лет назад это оборудование отпугивало рителеров своей ценой. Кроме того, светодиодные источники света нового поколения способны экономить электроэнергию, по сравнению с металлогалогенными лампами, в три раза и более. Однако технологии еще предстоит развиться. Светодиодные светильники пока только начинают использоваться в рознице. Ритейл и компании, специализирующиеся на освещении, с любопытством наблюдают за тем, как технология проявит себя в процессе эксплуатации.

Впрочем, не все ритейлеры готовы сразу же опробовать светодиоды в действии. До сих пор во многих торговых точках используются световые установки прошлых поколений. «Крупные ритейлеры, управляющие сотнями и даже тысячами объектов, например «Дикси», зачастую считают преждевременным внедрение инновационных технологий освещения», – рассказал Глеб Щербаков. Они используют проверенные временем, традиционные технологии. Тем более что новинки появляются так быстро, что многие ритейлеры зачастую не успевают их отслеживать.

Эксперименты со светодизайном

Светодиодное освещение уже начало появляться в продуктовых сетях в комбинации с другими источниками света, чаще всего металлогалогенными. Например, в магазинах Billa установили LED-светильники с возможностью переключения цветности света. Оборудование настраивают на месте: холодную цветовую температуру используют в рыбном отделе, чтобы подчеркнуть блеск рыбы, теплую гамму – в хлебном.

Эксперты считают, что одновременное использование светодиодных и металлогалогенных источников света в торговле будет встречаться все чаще. С их помощью вполне можно сделать правильную расстановку световых акцентов в магазине. Например, в бутике Yves Salomon в ТЦ «Времена года» металлогалогенные светильники используются для общего освещения, LED – для точечного, чтобы подчеркнуть фактуру продаваемых меховых изделий и создать блики.

Некоторые бренды не боятся экспериментировать со светом, пробуя новые технологии в отдельно взятом магазине. Один из таких примеров бутик Le Coq Sportif в ГУМе – первый в России опыт магазина целиком на LED-светотехнике. С запуском проекта у производителей появилась возможность понаблюдать за поведением светодиодов в долгосрочной перспективе. Проект реализовали в 2011 году. За два года уровень освещенности не изменился, лишь незначительно потускнели лампы  в примерочных кабинах. В целом, производители дают срок жизни светодиодным светильникам – 50 тыс. часов, но сколько на самом деле они будут работать в магазине, экспериментальным путем пока не изучено. Слишком мало времени прошло после первых внедрений.

Интересные перспективы светодизайна магазина открываются с использованием светильников, которыми можно удаленно управлять при помощи пульта. Это стало возможно с приходом в светотехнику электроники. Например, в магазине NEO реализовали смелый проект, установив цветной свет, которым можно управлять с iPod. Таким образом, ритейлер подчеркнул динамичность молодежного бренда.

Новое восприятие света


Холодный свет в рыбном отделе магазина «Азбука вкуса» помогает подчеркнуть прозрачность льда и свежесть рыбы.

Холодный свет в рыбном отделе магазина «Азбука вкуса» помогает подчеркнуть прозрачность льда и свежесть рыбы.

Чем конкурентнее становится рынок, тем больше ритейлер задумывается о роли освещения в своем магазине. Фэшн-ритейлеры озадачиваются тем, как сделать свет составляющей своего бренда, активным участником процесса продаж. «Товар, выкладка, бренд-коммуникации и свет – главные «герои» магазина», – считает Наталья Фаустова, генеральный директор компании Adlibitum.

У продуктовых ритейлеров задачи иного плана. Им важно не только показать товар во всей красе, но и позаботится о свежести продуктов. Последнее особенно актуально, например, для отдела свежих овощей и фруктов, где свет способен не только красиво подсветить товар, но и помочь сохранить свежесть продуктов или как минимум, не уменьшать срок их жизни.

Многие уже состоявшиеся ритейлеры считают, что освещение в их магазине можно было бы использовать с большим потенциалом. Но переделывать полностью всю систему – слишком затратно. «При проектировании магазинов мы решали проблему достаточно просто – заказали недорогое исследование торговой точки в компании, которая устанавливает свет. Приезжали специалисты с приборами, делали замеры, и давали конкретные рекомендации, что надо поменять», – делится опытом Илья Уваров, управляющий партнер компании Retaility.

Тенденция такова, что ритейлеры перестают воспринимать свет в торговой точке исключительно как производственную необходимость, он становится важнейшим элементом концепции магазина, его атмосферы. Очевидно, что приходя за покупками, покупатель не обратит внимания на то, какие светильники подсвечивают товар и как они расположены. Однако освещение магазина, подсветка товара влияют как на сиюминутное решение совершить покупку, так и на то, придет ли покупатель в этот магазин в следующий раз.

По материалам конгресса розничных технологий Retail Detail 2013.

Retail.ru