Опубликовано

Фиторешение

Валерия Миронова

Флористика, одно из течений в области дизайна, открывает широкие возможности для создания неповторимого интерьера и приятной атмосферы. Украшая витрины, торговые залы магазинов или прилегающую территорию с помощью цветов и растений, ритейлеры по-разному решают эту задачу: действуют своими силами или обращаются к услугам профессиональных флористов, тем более что флористический бизнес становится все более востребованным.

Флористика, наука о составлении букетов, известна человечеству с давних времен. Еще в Древнем Египте и Древней Греции цветы были важными культовыми атрибутами, ими украшали храмы, жилища, статуи, декорировали костюмы.
История флористикиРодиной флористики считается Япония, где умение составлять из цветов композиции (икебана) является частью культуры. В Европе мода на «красиво составленные группы цветов» (именно так переводится с французского слово «букет») зародилась во Франции в XIV-XV веках. У славянских народов существовала культура плетения венков. В наши дни возможность использования цветочных аранжировок расширяется и находит применение в различных сферах.

Флористика с коммерческим характером. Флористика как отрасль сервиса начала формироваться в России не так давно, считает генеральный директор центра «Эф Дизайн» Ирина Давыдова: «В середине 90-х годов более явной стала потребность в услугах профессиональных флористов, рынок начал реагировать на предложения специалистов в этой области. Это стало модно. Тогда же стали появляться первые российские фирмы, оказывающие услуги флористики».
«Флористика и ландшафтный дизайн использовались различными предприятиями давно, в том числе и в советское время, — говорит ведущий дизайнер компании «Кухнистрой» Любовь Лебедева. — Но только к концу 90-х годов прошлого столетия эти виды деятельности стали приобретать коммерческий характер. Постепенно флористический бизнес стал неотъемлемой частью оформления интерьеров и прилегающих территорий общественных зданий, офисов, торговых центров. Крупные торговые центры используют элементы флористики при оформлении магазинов, бутиков и фойе. В них, как правило, работают небольшие магазины по продаже композиций из натуральных цветов и горшечных растений, которые к тому же принимают заказы по оформлению праздничных мероприятий. Сегодня флористика — одно из самых креативных течений в области дизайна, интерес к ней с каждым годом возрастает».
С помощью цветов ритейлеры, по словам председателя секции фитодизайна Гильдии мастеров садово-паркового искусства, флористики и фитодизайна Московской палаты ремесел Марины Пасюта, чаще всего оформляют территорию перед магазином (создают мини-ландшафт, устанавливают стационарные цветочницы или подвесные корзины с цветочными композициями), витрины и некоторые участки торгового зала.
«Украшают живыми цветами, как правило, основные зоны общения с клиентом: VIP-зоны, зону возле касс, а также центральную часть торгового зала. Живыми цветами украшать витрину неприемлемо, поэтому там используются сухоцветы и искусственные цветы», — говорит директор компании «Студия цветов 55» Сергей Малюченко.
Оформление витрин элементами флористики, по наблюдению Любови Лебедевой, используют в основном бутики элитной одежды, магазины косметики, арт-салоны и тому подобные предприятия. Материалом для оформления могут служить засушенные плоды и ветви экзотических растений, отдельно стоящие вазы с цветами или ветвями или арт-объект, украшенный оригинальными флористическими аксессуарами. Актуально сезонное декорирование магазинов по временам года. 
При создании интерьера некоторых крупных магазинов, по словам Марины Пасюта, используется принцип goods at place, что означает размещение товара в тех условиях, в которых покупатель привык его видеть. Например, для магазина садовой техники создается фрагмент участка с декорациями: зеленая травка, растущие цветы, дорожка из спиленных стволов и прочее.
«В оформлении мебельных торговых точек флористика используется как элемент, придающий экспозиции завершенность, — говорит Любовь Лебедева. — Например, в торговом центре «Кухнистрой» в переходах между экспозициями используются тумбы с имитацией высаженного в них «зеленого коврика», что выглядит очень стильно. На выставочных стендах, где представлены кухни в интерьере, цветочные композиции или отдельные цветы подчеркивают стиль, в котором выполнена экспозиция, и добавляют интерьеру реалистичности».
Дизайнерские акценты, привлекающие внимание потребителей к той или иной области торговых помещений, расставляются в зависимости от цели. «В зоне массового отдыха рекомендуется использовать живые растения и деревья, высаженные в соответствующие по стилю емкости, которые создадут благоприятную непринужденную атмосферу, — рассказывает Любовь Лебедева. — Для формирования имиджа торгового зала брендовых точек разрабатывается единый, узнаваемый стиль оформления флористическими материалами».
Стимулом к использованию флористики и ландшафтного дизайна торговыми предприятиями становятся постановления местных администраций, обязывающих ритейлеров оформлять витрины и прилегающие к магазину территории. Так, в декабре прошлого года правительством Москвы принято распоряжение о требованиях к декоративно-художественному и световому оформлению витрин предприятий потребительского рынка. Регулярно проводятся городские конкурсы на лучшее комплексное благоустройство прилегающей территории, оформление фасадов и вывесок торговых предприятий. Это заставляет владельцев и директоров магазинов принимать решение о высадке на прилегающей к торговому объекту территории цветов, разбивать клумбы и газоны.
«По распоряжению мэра перед каждым общественным зданием Москвы на входе должны стоять живые цветы, которые также могут соответствовать общей стилистике торгового помещения», — говорит Любовь Лебедева.
Украшая магазин с помощью цветов, ритейлеры порой действуют своими силами, но нередко обращаются и к услугам профессиональных флористов.

Высажено профессионалами. Грамотно использовать элементы флористики, считают специалисты, могут только профессионалы-дизайнеры. Дело в том, что при качественном цветочном оформлении требуется учитывать большое количество условий и нюансов, о которых непрофессионал может даже не задумываться.
Как рассказала Марина Пасюта, только специалист правильно определит наличие необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности растений, оценит достаточность освещения, влажности, пространства. Кроме того, важно знать, существует ли у магазина возможность регулярного ухода за растениями. «Часто сажают цветы, не приспособленные к данным условиям, нестойкие, или забывают за ними ухаживать, растения начинают болеть, засыхают, выглядят неприглядно», — комментирует эксперт.
Еще одно условие, учитываемое специалистами, — растения или композиции из них не должны отвлекать внимание покупателей от товаров, а лишь дополнять их и делать более привлекательными. В не цветочном магазине призвание цветов — быть фоном, делать интерьер магазина уютным, влекущим покупателя.
Растения при внешней декоративности должны быть неприхотливыми и декоративно устойчивыми, например, долго сохранять цветонос, яркость листьев и тому подобное. «По опыту, в больших магазинах не используем редких цветов, только «общественно устойчивые» растения — широко известные и имеющиеся почти в каждом доме, — говорит Марина Пасюта. – Надо учитывать особенность наших покупателей – их неуемное стремление отломить отросток на развод, после чего растение выглядит непривлекательно, а иногда и погибает».
Важное условие – флористические композиции не должны мешать перемещению покупателей или загораживать товар, иначе их постоянно будут задевать, сдвигать с места, ломать.
Профессионалы не допустят использования ядовитых растений, а также растений, которые могут травмировать посетителей и работников иголками, колючими ветками.
Кроме того, не в каждом магазине возможно использование комнатных живых растений или растений в земляном грунте. В таких случаях актуально владение техникой украшения искусственными растениями и сухоцветами. «Искусственные растения также важно разместить правильно, — объясняет Марина Пасюта. – Часто их подвешивают либо на солнечной стороне, где материал быстро выцветает, либо слишком высоко, лишаясь тем самым возможности очистить от пыли и загрязнений. Таким образом, вместо украшения получают убогое зрелище». Следует гармонично сочетать живые комнатные и декоративные искусственные растения.
Специалист знает особенности сезонности: какие цветы когда лучше высадить, как их следует поливать. Дает рекомендации или оказывает услуги по уходу за посадками.
Немаловажно, что профессионалы-дизайнеры в курсе последних тенденций моды. «Если несколько лет назад на пике моды были сложные, объемные композиции, то сегодня на первый план выходят стиль и лаконичность, — рассказывает Любовь Лебедева. — Так, актуальнее вазы с большим пышным букетом будет смотреться один цветок в большой стильной вазе, а то и просто засушенная веточка дерева оригинальной формы. Холлы зданий по-прежнему модно украшать живыми декоративными деревьями. Если нет возможности содержать живые растения, используют искусственные растения высокого уровня. Например, законодатели цветочной моды Shi-Shi производят искусственные растения, на вид ничуть не уступающие натуральным. На пике моды этнического стиля актуально использование засушенных плодов и растений из жарких стран, например, плодов ментолы или стеблей кактуса. Как необычный элемент декора модно использовать оригинальные огромные стручки африканских растений. В офисах и на ресепшн компаний хорошо смотрится зеленая трава, высаженная в прямоугольные емкости. Сочетания сочных ярких цветов, так модных этим летом, не чужды и флористике».

Не выходя из бюджета. Как считает Ирина Давыдова, общая культура оформления помещений в нашей стране, и особенно в столице, выросла. Приезжая из европейских стран, многие руководители загораются желанием нарядно украсить фасады и территории своих предприятий. Вырос уровень оформления входной зоны. Широко используются летники: виола, душистый табак, бегония, петуния, а также ампельные, ниспадающие растения. Появились красивые формы из цветов, вазоны, нарядные корзиночки на фасадах. Тем не менее магазины, особенно сетевые, владельцы предпочитают оформлять своими силами — в основном из соображений экономии средств.
«Флористика как квалифицированная услуга стоит недешево, а владельцы магазинов, естественно, стремятся экономить на всем, — говорит Ирина Давыдова. — Поэтому мало кто обращается к сторонней организации с заказом для цветочного или ландшафтного оформления, или, обратившись и ознакомившись с предлагаемой сметой расходов, отказываются от услуг. Хотят эксклюзивного оформления, а бюджет выделяют незначительный. Нередко бывало, что мы начинали сотрудничать с некоторыми крупными ТРЦ, элитными бутиками, предлагали им свои варианты озеленения, придумывали креативные решения, но на стадии переговоров все зависало: бюджеты не выдерживались, положенных денег не выделялось. ТРЦ имеет огромные размеры, и цветочное оформление такого объема, естественно, требует больших вложений, которые ритейлеры пока считают необоснованными».
Как считает эксперт, исполняя распоряжение мэра об украшении помещений и опасаясь быть оштрафованными, руководители магазинов зачастую оформляют территорию на скорую руку, непродуманно, не владея специальными знаниями, не сообразуясь со стилем местности и торгового объекта. Например, стремясь заметно и ярко украсить вход перед магазином, дирекция покупает цветы пышные и яркие, которые быстро отцветают и теряют свои функции. «Получается, что формально все выполнено, но красоты такое озеленение не прибавило, а порой и наоборот, выглядит безвкусно», — говорит Ирина Давыдова.
Как считает Сергей Малюченко, главное – формировать вкус потребителя, развивать культуру: «Больше стали смотреть на Европу, видят, как там украшаются помещения, стараются повторить. Но общих тенденций в российской флористике нет. Все зависит от межличностных взаимоотношений флориста и клиента. Бутики, как правило, заказывают цветочную срезку, композиции или просто правильно подобранные цветы, которые еженедельно обновляются. Среди наших клиентов — бутики одежды. Как правило, сумма их заказов невысокая – от 1,5 до 30 тыс. руб. Наша фирма делала предложения крупным магазинам, но пока бюджеты, выделяемые ритейлерами, очень малы. Нет культуры потребления подобных дизайнерских услуг, нет специальной статьи расхода. Руководителям магазинов, обязанным выполнять решение городских властей о сезонном оформлении, проще и дешевле своими силами купить на рынке рассаду и все украсить. Экономят, но забывают, что презентабельность тоже приносит свои плоды. Чем интереснее и элегантнее выглядит магазин, тем больше посетителей он привлечет».
С этим мнением соглашается директор одного из магазинов сети «Спортмастер»: «Районные управы выдвигают требование — озеленить прилегающую территорию магазина, но как это будет происходить, определяет руководство торговой точки. В нашем магазине территория благоустраивается собственными силами. Перед магазином есть газон с травой и клумбы с цветами. В этом году закупили клумбы на питерском заводе, который нашли через Интернет, землю и цветы бархотки — в «Ашане». Цветы выбирали по принципу – многолетние, неприхотливые, выдерживающие солнечный свет, яркие и симпатичные. Когда-нибудь дойдет до использования услуг флористов, а пока все происходит прозаичнее. Накануне какого-нибудь праздника в недавно открытом магазине появляется представитель местной администрации и рекомендует оформить прилегающую территорию. Директор отправляет завхоза на ближайший рынок стройматериалов или товаров для сада и огорода для покупки клумб и горшочков. К ближайшему празднику, который, скорее всего, уже завтра, в них на скорую руку сажаются распустившиеся цветы. Для проезжающей мимо инспектирующей группы результат получается вполне удовлетворительный. Если в магазине среди персонала найдется любитель ухаживать за цветами, клумбы будут поддерживаться в приличном состоянии, а если нет – то придется им «расцвести» только накануне следующего праздника. Если пользоваться услугами флориста, необходимо это делать масштабно, для всей сети, а пока каждый магазин украшается как может».
Тем не менее, как считают специалисты, сотрудничество флористов и ритейлеров может быть более плодотворным. «Декораторы магазинов могли бы найти общий язык с флористами, — говорит Ирина Давыдова. – Смежные специалисты должны сотрудничать, тогда оформление стало бы интереснее. Часто его разрабатывают сами декораторы, но оно не всегда удачно – не хватает специальных знаний. Иногда клиент хочет красиво, но неправильно формулирует заказ».
Как считает эксперт, несмотря на то что массового обращения торговых организаций к дизайнерам-флористам пока нет, при взаимном понимании можно расширить область сотрудничества, пойти навстречу друг другу: «Владельцы должны вникнуть в существующую проблему, серьезнее отнестись к проблеме сезонного оформления, не тратить впустую время и деньги, а понять, чего они хотят. А профессиональные флористы в соответствии с заказом смогут предложить оптимальные варианты украшения, эксклюзивно для каждого магазина, привнести в общий дизайн магазина грамотно разработанную концепцию цветочного оформления».

ВЫНОСЫ

В не цветочном магазине призвание цветов — быть фоном, делать интерьер магазина уютным, влекущим покупателя.