Опубликовано

Проект MEGA — уникальный торговый комплекс России

© Александр Пыпин, Retail.Ru, 2002г.

16 апреля 2002 года в здании торгового центра IKEA-ЮГ на Калужском шоссе за МКАД состоялась пресс-конференция проекта Мега — уникального торгового комплекса, строящегося на юге Москвы. Только недавно — 12 декабря 2002 года был открыт второй центр IKEA в Москве и всего через несколько месяцев было подробно рассказано о создаваемом межрегиональном торговом комплексе МЕГА. Торговый комплекс Мега, площадью 150 тыс кв. м. станет первым межрегиональным торговым комплексом в Москве и во всей России. Немного таких центров и в Европе. «Мы собираемся изменить розничный рынок Москвы, построив первый и лучший торговый комплекс на рынке.» — сказал Петер Одлунд, руководитель проекта. Это вполне реально, учитывая, что инвестиции в строительство комплекса составят около $200 млн. Генеральным подрядчиком по строительству МЕГА выступает компания Hochtief (Германия), а для части гипермаркета Auchan — компания Bouygues (Франция). Привлечением арендаторов занимаются компании Stiles&Riabokobylko и Jones Lang LaSalle.

Ныне существующий торговый центр IKEA-ЮГ станет лишь одной из частей этого комплекса. Как сообщили во время пресс-конференции представители торгового центра IKEA-ЮГ, объем продаж центра 15 апреля 2002 года составил 3182900 руб., зарегистрировано 2421 покупателей, рестораны в торговом центре посетили 1503 человека. Эти цифры впечатляют. «Посетители IKEA в Москве тратят лишь на 10% меньше, чем в Париже, и также как в Стокгольме» — сказал Петер Одлунд, руководитель проекта.

Однако тот комплекс, который будет открыт 12 декабря 2002 года, превысит цифры IKEA более чем на порядок. Планируется, что в первый год комплекс Мега посетят 25 млн. человек. В обычный рабочий день ожидается 45 тыс. посетителей, в выходные — 85 тыс., в Новогодний период планируется до 170 тыс. посетителей в день. Годовой оборот торгового центра должен превысить $600 млн. Планируя такие цифры, организаторы проекта ориентируются на свой опыт работы в Польше, Испании, Малазии, Англии. «В Лондоне население в 2 раза меньше, чем в Москве, однако там подобный центр посещают 36 млн. человек в год»  — сказал Петер Одлунд.

По оценкам руководителей проекта сейчас в Москве насчитывается более 2 млн. человек, относящихся к среднему классу, со средним доходом около $6000 в год. Около 70% их доходов тратится в сфере розничной торговли. Именно эти цифры и опыт организаторов положены в основу веры в успех комплекса. Успеху МЕГА должно способствовать и расположение. Комплекс строится около МКАД — по оценкам организаторов мимо места расположения комплекса проходит около 200 тыс. машин ежедневно. От центра до ближайшей станции метро около 1,8 км. Для пеших посетителей будут работать бесплатные автобусы от метро, как они сейчас работают для посетителей IKEA. Планируется, что 20% посетителей будут прибывать на автобусах. Также для посетителей построят два пешеходных перехода над МКАД. Для автомобилей будут построены парковки у разных входов на 10000 машиномест, дополнительный въезд со МКАД и кольцевая дорога вокруг комплекса. Планируется, что посетителями МЕГА станут и гости столицы — самый оживленный аэропорт России Домодедово расположен в 30 км от центра на пути в Москву.

Под строительство комплекса выделен земельный участок площадью 53 гектара на территории Ленинского района Московской области. В будущем устроители центра планируют приобрести участок в собственность. Площадь самого комплекса составит 150000 кв. м., из них IKEA уже занимает 31000 кв. м., гипермаркет Auchan займет 24000 кв. м., Техносила займет 5000 кв. м. Остальные площади займут более мелкие арендаторы — всего 250 арендаторов расположатся на территории центра. «Сочетание различных категорий товаров и ведущих операторов гарантирует поток покупателей.» — говорит Петер Одлунд.

Многие арендаторы расширили свои стандартные форматы, поскольку на территории комплекса будет представлен максимально широкий ассортимент в каждой товарной группе. «Те арендаторы, которые обычно располагаются на 400-500 кв. м, у нас расположатся на 1000 кв. м.» — поделился Петер Одлунд.

Вот лишь некоторые из арендаторов: Ecco, Adidas, Tati, Старик Хоттабыч, Спортмастер, Reeebok, Benetton, Swatch, Ив Роше, ЛинзМастер. По словам организаторов уже сдано 95% площадей торгового центра. Для арендаторов в центре предусмотрены служебные помещения для персонала, туалеты, столовые. В торговом комплексе будет 2 километра витрин высотой до 6 м. На этом пространстве арендатор сможет представить свой товар и стиль покупателю.

Что бы покупатели легче ориентировались, в торговом комплексе Мега в нем выделены пять специализированных зон, в каждой из которых сгруппируются арендаторы по категориям товара. На молодежной улице будут представлены товары для отдыха и спорта (Спортмастер и др.), два концептуальных ресторана. Семейный переулок, предназначен для магазинов одежды и обуви, товаров для семьи. Там расположится, например, TATI. В Модном квартале будут расположены бутики. «Максимум Hugo Boss, а не Armani», — говорит Петер Одлунд. В Домашнем проезде расположатся магазины товаров для отделки и украшения дома. Район Пятая авеню будет построен на следующей стадии развития комплекса. В нем будет 30 магазинов и модных ресторанов в классическом стиле.

К марту 2003 года будет построено отдельное здание площадью 16000 кв. м. для арендаторов, работающих в формате DIY. Сейчас ведутся переговоры с двумя крупными известными DIY сетями из Центральной Европы. Договора с ними пока не подписаны. Наиболее вероятно, что одна из них Lerroy Merlin (Франция), а вторая Hornbah (Германия).

В проект заложено расширение Мега еще на 30.000 кв. м. (Пятая Авеню), а также планируется построить многоэтажную парковку еще на 3000 автомобилей, для того чтобы и в будущем комплекс оставался лидером среди других торговых объектов Москвы.

Помимо магазинов в комплексе будет центральный двор с катком, комнатами отдыха, яслями, аттракционами, игровыми площадками, зимним садом, пекарнями, ресторанами и кафе на 3000 мест. «Это место будет выглядеть фантастически. К сожалению, у нас такого в Стокгольме нет.» — сказал Петер Одлунд.

Предприятия питания в комплексе будут представлены как форматом фаст-фуд, так и традиционными ресторанами с официантами. Уже известно, что в комплексе расположаться Sbarro, КишМишь, Суши Весла, Ростикс.

В комплексе расположится и многозальный кинотеатр на 11 залов и 3500 мест. Также в МЕГА запланированы парикмахерские, химчистки, спортивные залы. В центре будут проводиться показы мод, концерты. Предусмотрены услуги по организации банкетов для частных лиц и организаций.

Для рекламы комплекса регулярно будет издаваться журнал MEGAzine и распространяться по 500 000 адресам в 20 минутной доступности комплекса на машине. В самом центре будет использоваться собственное радио, печатные материалы и телевидение для рекламы.

Круглосуточно обеспечивать безопасность в комплексе будут 350 охранников. Форма персонала службы безопасности будет не военного стиля, а цветная, спокойная. В комплексе будет установлена система видеонаблюдения. Работать комплекс будет с 10 до 10 или еще позже, в зависимости от того, как распределятся потоки покупателей.

Как ни довольны были представители IKEA, пожалуй, самым довольным проектом Мега выглядел представитель Ленинского района Московской области, для которого проект — источник налоговых поступлений «Свои обязательства IKEA подкрепила делами» и трудовых мест «3000 человек будет занято. Проблемы безработицы больше у нас не будет.»