Опубликовано

Площадей для сетевых супермаркетов в Москве почти не осталось

Москва в своих старых границах с трудом находит площадки под
новые продуктовые магазины, хоть и нуждается в них. Поэтому растет спрос на
мелкие форматы – на первых этажах жилых домов, в бизнес-центрах и т.п., часто
закрывая глаза на возникающие ограничения, например, по торговле алкоголем –
двигателю продаж.

Площадки для крупных супермаркетов остаются только в
строящихся спальных районах и бывших промзонах внутри Москвы, в качестве «якорей»
в глобальных торговых центрах. И хотя в старых жилых районах, например, в
центре давно застроенного Бибирево сеть «Магнит» нашла место для своего
гипермаркета «Магнит семейный», то в районах ЦАО и некоторых других районах
площадок практически не осталось.

Если в центре и открываются новые магазины, то за счет тех,
кто не смог конкурировать. Микробизнес, нерентабельная точка или, например,
салон цветов не потянули высокую аренду, и на их место приходит «Магнолия».

Некоторые сети пошли по пути дифференциации своих брендов
под новую задачу. Так, «Азбука Вкуса» развивает бренд «АВ Daily», «Ашан» – «Атак»,
«Окей» – «Окей-экспресс». Питерская «Лента», для которой основным форматом в
России является гипермаркеты, в Москве открывает супермаркеты (скоро открытие
20-го супермаркета в московском регионе).

Существует договоренность между Правительством Москвы и
крупным сетевым ритейлом («Ашан», «METRO») о развитии нового направления –
торговля продуктами питания в подземных переходах. Для этого «METRO» развивает
новый бренд – «Фасоль».

Появились мелкие сети с минимальной площадью магазинов,
такие как «Семь.Двенадцать». Вообще именно в малом формате наблюдается обилие
сетей – повсеместная «Пятерочка», «Дикси», «Магнит», «Магнолия», «Мясновъ», «Верный»
и т.д., что вполне логично, если учитывать реальное распределение доходов
населения Москвы.

И если ранее мы говорили о том, что Москве необходимы
дополнительные продуктовые магазины, то теперь можно прогнозировать, что
насыщение в московском сетевом ритейле будет происходить преимущественно за
счет мелких форматов у дома.

Алексей Лумпов, директор ЭКЦ «Инвест-Проект», по материалам Маркетингового исследования сетевых магазинов продуктов питания г. Москвы 2013-2014,
охватывающего все сетевые магазины продуктов питания в Москве.