Александр Майоров,
по материалам пресс-службы компании «Астарта престиж»
Наверняка у многих читателей понятие «бережливость» до сих пор увязывается со ставшим нарицательным персонажем Гоголя – Плюшкиным. На его примере мы все смогли убедиться: любая экономия имеет свои границы.
Но сегодня мы хотели бы поговорить о «бережливости» совсем другого рода, такой, которая позволит торговому центру, магазину или бутику и средства сберечь, и перед покупателями не выглядеть тем самым «плюшкиным».
Обстановка экономит
Начнем с интерьера: на нем, оказывается, можно немало сэкономить. Вот, например, даже материал, который, судя по его «говорящему названию», точно позволит это сделать: экономпанель. За рубежом экономпанели появились в 80-х годах. В 90-х на Западе они достигли пика популярности и стали применяться в России. Экономпанель ( s lat-wall (англ.) – стена из планок) сочетает в себе универсальную систему торгового оборудования и отделку помещения. Говоря проще, это большая панель, на которой располагаются приспособления для развешивания товара.
Данный материал позволяет экономить ресурсы по трем направлениям. Во-первых, меньше времени уходит на обустройство магазина: монтаж одной экономпанели занимает около получаса, а на замену навесного элемента обычно уходит меньше минуты. Во-вторых, экономия пространства торгового зала. В-третьих, применение экономпанелей за счет невысокой стоимости по сравнению со стеллажами позволяет уменьшить расход денежных средств на всех этапах обустройства магазина.
Еще один инструмент «бережливости» – перегородки. По словам директора департамента продаж компании «Астарта престиж» Елены Тепиной, эти конструкции также имеют несколько «направлений экономии». Прежде всего, на западном и российском опыте установлено, что, в целом, разделение пространства с помощью перегородок, а не капитальных стен, бережет до 20 и более процентов от всей площади. Одновременно, как и экономпанель, перегородку можно использовать и в «утилитарных» целях: навесить на нее крючки, полки, иное торговое оборудование.
Елена Тепина отмечает еще один нюанс: «В настоящее время мы все являемся свидетелями репозиционирования многих торговых центров. Вообще, смена концепции – это нормальное явление для любого торгового комплекса. В ее рамках часто необходимо произвести перепланировку помещения. Понятно, что, если последнее оборудовано перегородками, сделать это намного проще и дешевле. Кстати, в случае переезда бутика на новое место перегородки можно забрать с собой, не нанеся им никакого ущерба».
Ресурс для экономии
Внутренне обустройство магазина – лишь малая часть ресурсов для экономии. А сколько их снаружи! Да, сегодня перед любым торговым центром особенно остро стоит проблема экономии ресурсов: электричества, отопления, водоснабжения и т.д. Закладывать все методы экономии на «коммуналке» необходимо еще в проекте здания.
Вот, например, такое модное сегодня направление, как архитектурная подсветка фасадов, которая служит отличной рекламой магазину. Екатерина Каменева, руководитель отдела развития компании LIVAL, эксклюзивного представителя в России финского завода LIVAL, подчеркивает, что «закладывая освещение на этапе проектирования, заказчик значительно упрощает процесс монтажа, уменьшает его стоимость. Также сегодня очень актуальна тема ресурсо- и энергосбережения. Наши клиенты все чаще задумываются о том, чтобы освещение было достаточно экономичным. Разработана целая программа наиболее эффективных вариантов с применением экономичных металлогалогенных ламп».
Для тех же, кто не желает платить за электричество в принципе, самое время вспомнить о целом направлении в строительстве – солнечной архитектуре. Солнечная архитектура сегодня – это широкий спектр технологических решений: от традиционной инсоляции южного витража до применения согревающей кровли. Так, черная бетонная стена на солнце – по наблюдениям отечественных пионеров солнечной архитектуры Николая Рябова и Андрея Цвида – даже в морозную погоду нагревается до плюс 35 градусов.
Стеклянные купола современных торговых центров – это не только дань моде, а трезвый расчет – экономия на искусственном освещении и отоплении здания. К тому же динамика солнечного света в течение дня способствует импульсивной покупке – и товарооборот супермаркетов с естественным освещением повышается на 10 – 20 процентов.
В компании «Астарта престиж» говорят, что распространению света внутри помещения способствуют цельностеклянные системы перегородок, которые сегодня находятся среди торговых предприятий на пике популярности.
Конечно, в российских климатических условиях даже постоянный солнечный свет не позволит отказаться от отопления. При этом, учитывая серьезные недостатки действующих централизованных систем, более эффективным способом организации теплоснабжения может стать автономная или крышная котельная. Подобный способ теплоснабжения не только снижает капитальные затраты на строительство теплотрасс большой протяженности, но и исключает потери в подводящих магистралях. Малая длина коммуникаций дает возможность оперативного реагирования на изменившуюся температурную обстановку, что может снизить энергозатраты и эксплуатационные расходы на 30-40%. Подобными системами отопления, в частности, оборудован административно-торговый центр «Антей» в Екатеринбурге.
Практичная автоматика
Современный торговый центр – это сложные системы отопления, освещения, безопасности, климат-контроля и многого другого. И справиться с их управлением человеку уже просто не под силу. И тут на помощь приходит комплексная автоматизация, которая не только отвечает за функционирование всего комплекса, но и бережет значительные средства.
Благодаря автоматизации, например, можно обеспечить автоматический перевод здания в режим экономии в заданное время (вечером или на выходные), подразумевающий снижение интенсивности отопления, отключение вентиляции там, где она в это время не требуется, перевод систем освещения в экономичный режим. Специалисты петербургской компании «Эдванс», занимающиеся автоматизацией, говорят: только за счет перевода крупного торгового центра в ночной режим потребления электроэнергии в сутки экономится около 10 тысяч рублей.
Еще одним интересным направлением автоматизации могло бы стать упорядочение отношений с арендаторами. В московских торговых центрах «Молл Гэллери Братеево» и «Молл Гэллери Сигнальный» консультационная группа «АТК» недавно завершила проект по автоматизации ключевых бизнес-процессов. В том числе была произведена автоматизация отношений с арендаторами: начиная от заключения договоров, выставления счетов и счетов-фактур, отслеживания арендных платежей, ведения книги продаж и покупок, рассылки напоминаний и заканчивая формированием специализированной управленческой отчетности.
Это позволило заметно упростить и оптимизировать взаимодействие арендодателя в лице торгового комплекса и многочисленных арендаторов. В результате была сформирована прозрачная информационная среда деятельности, благодаря которой можно получать оперативную и полную информацию о протекающих бизнес-процессах и результатах финансово-хозяйственной деятельности, что позволило менеджерам принимать более взвешенные управленческие решения.
Наблюдательные владельцы торговых центров и бутиков знают: сэкономить без потери качества можно практически на всём. И всё же есть одно, на чем делать этого не стоить. Не экономьте на внимании к своему покупателю, и тогда он с радостью потратит у вас свои деньги.