1. Особенности освещения торговых залов
Чем в более удобных условиях происходит процесс покупок, тем более часто покупатель будет стремиться посещать магазин, который обеспечивает комфорт и приятное времяпрепровождение каждому посетителю. Для этого все в магазине должно быть на высоком уровне, но самое главное – показать все это в правильном свете.
В крупных магазинах с широким ассортиментом и высокой проходимостью лучше сочетать общее освещение с направленным, придерживаясь средних норм освещенности. В небольших магазинах с ограниченным ассортиментом можно использовать только направленное освещение, при этом само помещение останется в полумраке, а товары будут ярко выделены светом.
Основные правила выбора источников света
Продукцию теплых тонов нужно освещать теплыми лампами (лампами со световой температурой 2700-3000 К),
холодных тонов – холодными (со световой температурой 4200-6000 К). Теплые лампы более универсальны, особенно в тех случаях, когда нет возможности разделить световые потоки по цветности.
Продукцию, для которой значимы цветовые характеристики, нужно освещать лампами с наибольшим коэффициентом цветопередачи.
Достоверность цветопередачи лампы показывает, насколько естественно выглядит окружающее пространство в свете этой лампы.
2. Особенности освещения различных групп продовольственных товаров.
Продукты питания капризны и требуют бережного и внимательного отношения к себе.
Особенно это касается скоропортящихся продуктов и напитков, подверженных тепловым воздействиям. Допускается подчеркивание и усиление желаемых качеств товара – сочности, свежести, яркости цвета, но применяемые спецэффекты не должны изменять внешний вид продуктов и не вводить покупателя в заблуждение.
Алкогольная продукция относится к тем товарам, которые не переносят высоких температур. При тепловом воздействии могут измениться цвет и вкусовые качества напитков. Чтобы избежать нагрева продукции, лучше всего использовать высокоэффективные источники света низкой мощности.
Для освещения хлебобулочной продукции и свежей выпечки рекомендуется применение источников света с низкой цветовой температурой 2500-3000 К, дающих теплый золотистый свет.
В отделе с морепродуктами особенно важно подчеркнуть холодную свежесть товаров.
Неправильно выбранные источники света могут создать неприятные серые оттенки, из-за чего рыба может показаться протухшей или перемороженной. Рекомендуется использовать источники света с цветовой температурой 4200 – 6500 К с высокой цветопередачей (80% и выше). Для освещения свежего мяса идеально подходит натриевая лампа с цветовой температурой 2500 К. В цвете натриевой лампы мясо будет выглядеть как никогда свежим и сочным, но оно должно быть таковым в действительности, иначе покупатель может быть разочарован. Ведущими производителями разработаны специальные “мясные” лампы, в спектре которых преобладает красный цвет.
При подборе освещения для отдела свежих овощей и фруктов надо учитывать несколько моментов. Во-первых, фрукты и овощи не переносят нагрева, при этом они быстро портятся, во-вторых, в отделе представлена насыщенная цветовая гамма, поэтому задача светодизайнера – угодить каждому фрукту и овощу в отдельности, показать его индивидуальность и сохранить его полезные качества как можно дольше. Лучше всего этот отдел освещать направленными прожекторами с металогалогенными лампами цветопередачей более 90% – тогда фрукты кажутся блестящими, свежими, здоровыми.