Ли Тимминс, управляющий директор по евроазиатскому региону Hines (владеет ТЦ «Метрополис»), считает торговые центры из всего портфеля недвижимости наиболее выгодным вложением сейчас. «Даже в новых, лимитированных условиях можно зарабатывать больше, снижая затраты. Обязательным условием для этого является хорошая локация ТЦ и набор арендаторов».
С мыслью о том, что в данный момент лучше заниматься оптимизацией своей работы согласен и Александр Тишков, вице-президент по торговой недвижимости группы БИН («Смоленский Пассаж», ТЦ «Петровский», проект в «Сколково» с торговой составляющей): «приведя в порядок дела, можно работать гораздо эффективнее».
Генеральный директор Immofinanz Russia Максим Бубон уверен, что через 5 лет торговые центры будут выглядеть иначе. Сейчас самое время к этому подготовиться: во-первых стоит заключать новые контракты с участием в обороте, во вторых в ТЦ обязательно должна присутствовать эмоциональная составляющая. Сейчас речь идет не о продаже, а об активной реконцепции наших ТЦ, о смене арендаторов. Мы пытаемся улучить качество актива всего портфеля – «Золотые Вавилоны», «Гудзон» и «5 авеню». Будут ли проданы «Золотые Вавилоны» или будет произведено выделение, станет известно в 2017 году. Сейчас мы изучаем оба варианта. Мы подготовили новую концепцию и пул арендаторов. Производимые улучшения связаны и с циклом жизни ТЦ, и с экономикой – многие арендаторы не выдержали кризиса и стали неплатежеспособными. Мы меняем пул на качественный новый пул, интерьер и экстерьер. Везде изучен рынок, зона охвата, конкуренты, целевая аудитория и из этого создан новый продукт, подписываем коммерческий условия с новыми арендаторами».
Эксперты считают, что успешное будущее в Москве есть для:
– площадок рядом с новыми транспортными пересадочными узлами – пересечения МЦК и станций метро. В столице в ближайшие 5 лет годы построят 90 км нового метро и 49 станций. Успешный микс жилой и коммерческой недвижимости будет очень привлекателен для покупателей и застройщиков.
– ТЦ районного масштаба около дома площадью 1500-20000 кв. м с товарами и услугами повседневного спроса.
Драйвером развития в секторе торговой недвижимости остается стоимость заемных денег, и что с ней будет происходить в ближайшее время.
По материалам X Moscow Real Estate Forum, организованного «Ведомостями»
Ирина Болотова, специально для Retail.ru