87-й гипермаркет Северной столицы
В середине июня 2016 года открылся новый гипермаркет «О’КЕЙ» в Санкт-Петербурге. Для Санкт-Петербурга, который является лидером в России по количеству гипермаркетов, открытие могло пройти почти незаметно. Но два обстоятельства привлекают к этому событию внимание и позволяют поговорить о нем в рубрике «Мастер-класс».
Во-первых, в Санкт-Петербурге и ближайших пригородах уже расположено почти 90 продуктовых гипермаркетов (точнее, по нашим подсчетам 86) восьми различных сетей. Почти половина из них (по 21) принадлежат сетям «Лента» и «О’КЕЙ», а еще 15 относятся к Х5 («Карусель»). Таким образом, здесь на каждые 100 тыс. жителей приходится по полтора гипермаркета.
Во-вторых, экономические условия явно не способствуют экстенсивному развитию. В 2015 году падение оборота розничной торговли в Санкт-Петербурге оказалось самым серьезным за последние 15 лет. По данным Петростата, за январь-сентябрь 2015 года розничный товарооборот составил 88,6% от оборота за аналогичный период 2014 года. Снижение наблюдалось как в сегменте продовольственных товаров (87,7% от оборота за аналогичный период 2014 года), так и непродовольственных товаров (89%). В 2015 году петербуржцы снизили потребление основных продуктов питания на 10 – 20%. Реальные доходы населения, по данным Росстата, продолжают снижаться. Некоторые исследовательские компании сообщают о смене покупателями магазинов формата гипер- и супермаркет на магазины «у дома».
Какими же соображениями руководствовались в компании «О’КЕЙ» при открытии еще одного гипермаркета на столь конкурентном рынке, и чем новый магазин отличается от открытых ранее, подробно рассмотрел Владимир Сократилин, исполнительный директор ЗАО «Решение» (Санкт-Петербург).
О сети «О’КЕЙ»
Открывшийся гипермаркет – 40-й магазин «О’КЕЙ» в Санкт-Петербурге и 155-й в общем «портфеле» компании. Кроме гипермаркета, сеть развивает также формат супермаркет. Магазины сети расположены в 49 российских городах. Первый гипермаркет открылся в Санкт-Петербурге в 2002 году. В 2010 году ГК «О’КЕЙ» разместила акции на Лондонской фондовой бирже. По данным финансовой отчетности общая выручка сети «О’КЕЙ» по результатам 2015 года составила 162,51 млрд руб., что на 6,9% превысило выручку за 2014 год.
Гипермаркеты «О’КЕЙ» в Санкт-Петербурге – это классические гипермаркеты, в которых нет следов Cash & Carry. Товарные запасы здесь не хранятся в торговом зале, поэтому покупатель ощущает простор и перемещается между ярко освещенными полками и стеллажами по широким проходам. При таком подходе в торговом зале особенно важна чистота и красивая мебель. Ассортимент гипермаркетов «О’КЕЙ» в Петербурге насчитывает 30 000 – 35 000 SKU.
Место под солнцем
Новый гипермаркет «О’КЕЙ» продолжает традиции своих предшественников: здесь много света, просторно и чисто. Он стал вторым по площади магазином сети в Санкт-Петербурге (торговый зал – около 8 тыс. кв. м). Всего в магазине 38 касс и еще шесть касс самообслуживания (Self checkout), расположенных в специальном пункте на линии касс.
Общая площадь торгового комплекса 19,6 тыс. кв. м. Рядом расположен гипермаркет товаров для ремонта (DIY) «Леруа Мерлен», выступивший вместе с группой «О’КЕЙ» соинвестором проекта. Гипермаркеты имеют соприкасающиеся стоянки и внутренний переход. Ещё 20 000 метров занимает подземный паркинг на 400 мест для посетителей обоих магазинов.
Новый гипермаркет стал первым магазином, в котором визуально представлена новая идея сети – «Отлично жить практично». В ее основе лежит принцип «готовых решений» для покупателей, который нашел отражение в новой концепции торгового зала – зонировании, навигации и дизайне. Об этом в своем выступлении на открытии говорил генеральный директор ГК «О’КЕЙ» Хейго Кера.
Выбор места расположения нового гипермаркета (ул. Партизана Германа, д.2) представляется мне вполне разумным и обоснованным. Это классический «спальный» район в юго-западной части Санкт-Петербурга (Красносельский район). Гипермаркетов здесь немного: ближайшие конкуренты расположены не ближе 2 км (гипермаркеты Prisma и «Карусель»), а до ближайшего гипермаркета «Лента» более 4 км. Находящиеся рядом жилые кварталы вполне могут обеспечить достаточный поток покупателей. Вероятно, добавит покупателей и проходящее рядом Петергофское шоссе, ведущее в сторону дачных районов южного берега Финского залива.
Зачем «О’КЕЙ» новый формат?
Первый вопрос, который сразу возникает, когда слышишь об открытии нового магазина на высококонкурентном и падающем рынке – это вопрос: «Зачем?». А второй вопрос: «Почему именно гипермаркет?» Я помню первые упоминания о проектировании в этом месте гипермаркета. Это было еще до кризиса, поэтому можно было предположить, что нынешнее открытие – это результат реализации докризисных планов, которые просто уже невозможно было остановить.
Мои собеседники Сергей Кузнецов, руководитель управления по маркетингу ГК «О’КЕЙ», и Дмитрий Грибков, руководитель отдела развития форматов и архитектуры ГК «О’КЕЙ», оказались готовы дать ясные и исчерпывающие ответы. Сергей Кузнецов пояснил, что в компании учитывали и усиление конкуренции, и экономическую ситуацию. «Стратегическая задача группы компаний «О’КЕЙ» – оставаться одним из лидеров российского ритейла в кризис и после кризиса, используя все возможности для укрепления своих позиций на рынке», – отметил он.
Слева направо: Сергей Кузнецов, руководитель управления по маркетингу ГК «О’КЕЙ; Дмитрий Грибков, руководитель отдела развития форматов и архитектуры ГК «О’КЕЙ»; Владимир Сократилин, исполнительный директор ЗАО «Решение»
«Тактическая задача состоит в конкуренции за покупателя не только с гипермаркетами компаний-конкурентов, как это было до кризиса, но и с магазинами других форматов. И здесь основными преимуществами гипермаркета перед супермаркетами и даже дискаунтерами являются ассортимент и комфортные условия совершения покупок», – объяснил Дмитрий Грибков.
Новая идея сети выражена в слогане «Отлично жить практично». «О’КЕЙ» теперь ориентируется на прагматичного, практичного покупателя, который, сравнивая магазины различных форматов, выбирает тот, который предоставляет ему возможность экономить не только деньги, но и время и создает более комфортные условия при совершении покупок.
Ассортимент позволяет покупателю самому решать, на чем экономить, противопоставляя неявному посылу дискаунтеров – «Экономим на всем», более гибкий и комфортный посыл – «Экономим, на чем хотим». Эти преимущества дополняются специальными промоакциями, предоставляющими покупателю дополнительные возможности экономии.
«Комфорт осуществления покупок в новом гипермаркете в частности обеспечивается новыми подходами в зонировании, навигации, выкладке товаров и дизайну мебели в торговом зале», – объяснил руководитель управления по маркетингу ГК «О’КЕЙ» Сергей Кузнецов.
Зонирование по принципу «shop in shop»
Размещение товаров в торговом зале претерпело значительные изменения по сравнению с действующими гипермаркетами сети. Эти изменения направлены на то, чтобы сделать магазин более функциональным. Коснулись они в основном блока непродовольственных товаров. Секции таких товаров организованы по принципу «shop in shop». Ассортимент таких секций (товары для дома, автомобилистов, детские товары и т.п.) – это так называемый «категорийный микс». Товары в них выбирать удобнее. Товары для детей (игрушки, детская одежда и обувь, детское питание и товары для самых маленьких) выделены в отдельную зону, состоящую из граничащих между собой секций. Рядом расположена детская площадка, на которой можно оставить ребенка под наблюдением сотрудника гипермаркета. С секцией детской одежды граничат секции одежды и обуви для взрослых. Эти секции занимают одну их центральных позиций в зале. Секция мужской одежды соседствует с секцией алкоголя и табака, а женской – с секциями косметики и парфюмерии. На видном месте расположена зона промо, а стеллажи с акционными товарами появились в каждом отделе.
Навигация «на потолке»
Функциональность магазина поддерживается красивой разноцветной навигацией, которая вынесена на потолок в виде больших цветных коробов, обозначающих границы секций. Эти знаки хорошо заметны из любой части магазина. Идея навигации «на потолке» представляется мне очень правильной и удачной с многих точек зрения. В подборе же размеров, шрифтов и цвета видна добротная работа дизайнеров. Вообще, идея такой навигации имеет много интересных возможностей для развития. Поэтому стоит присмотреться к такому примеру ее реализации.
Хорошо видны и новые, очень большие указатели на стенах в зоне продовольственных отделов.
Выкладка «по правилам»
Расстановка товаров на полках тоже обращает на себя внимание. Ощущение такое, что все принципы и правила выкладки здесь скрупулезно выполнены. Одинаковые упаковки образуют аккуратные разноцветные прямоугольники «правильных» размеров.
«Для покупателя поиск продуктов заметно облегчается. Это полностью соответствует стратегии создания комфортных условий для покупателя», – объяснил Дмитрий Грибков, руководитель отдела развития форматов и архитектуры ГК «О’КЕЙ». Но мне показалось, что поддержание такой выкладки, будет очень непростой задачей для персонала.
«Мы обеспечим такие высокие стандарты выкладки с помощью новейших западных технологий автоматизации процесса управления полкой», – парировал Сергей Кузнецов.
Торговая мебель
Менеджмент магазина несколько раз обращал мое внимание на стильную мебель в торговом зале. Не могу сказать, чтобы я заметил какие-то принципиальные отличия от остальных гипермаркетов сети, в которых мебели тоже уделяют заметное внимание. Хотя локально, действительно, работа дизайнеров заметна. Например, очень стильно выглядит теперь кафе, примыкающее к пекарне.
О синергии и влиянии «Леруа Мерлен»
Окружающие гипермаркет площади торгового центра заполнены обычным для гипермаркета «О’КЕЙ» набором магазинов и пунктов бытового обслуживания. Эту химчистку, эту аптеку, этот цветочный магазин и многое другое вы встретите в Петербурге возле любого гипермаркета сети. На мой взгляд, это создает для покупателя «О’КЕЙ», зашедшего в незнакомый гипермаркет сети, ощущения привычной и комфортной обстановки.
Некоторое сомнение у меня вызвали слоганы «Леруа Мерлен» при входе в магазин – «Низкие цены на каждый день» и на билбордах – «Бесспорно низкие цены». Эти слоганы удачно соответствуют настроениям покупателей в кризис, но едва ли соответствуют концепции гипермаркета «О’КЕЙ». Однако, как справедливо отметил Дмитрий Грибков, эти слоганы не противоречат представлениям практичного покупателя. С другой стороны, поток посетителей, который создаст «Леруа Мерлен», безусловно, будет полезен и для гипермаркета «О’КЕЙ». Вероятно, некоторое давление окажет соседство с магазином DIY на отделы товаров для дома.
О тележках…
Входящие в практику петербургских гипермаркетов «прикованные» тележки, вряд ли являются позитивным сигналом для покупателя. Эта практика пришла к нам из Европы, но это, скорее, плохой пример. Если строить комфортный для покупателя магазин, то надо «отстраиваться» от всех общепринятых трендов, несущих покупателю дискомфорт прямо от входа. Проблемы, которые решаются «прикованными» тележками надо попытаться решить иначе.
… и слогане
Слоган «Отлично жить практично» является действительно хорошим слоганом для обозначения новой стратегии внутри компании. Однако в информационном пространстве Петербурга ему предстоит соперничать с предельно конкретными сообщениями типа: «Бесспорно низкие цены», «Финское качество и низкие цены», «Гарант низких цен» и т.п. В этом случае, мне кажется, надо стремиться к более конкретным сообщениям.
В заключение
Безусловно, открытие нового гипермаркета в Петербурге – это хорошая заявка одного из лидеров рынка на сохранение своего положения и после кризиса.
А, кроме того, это полезное событие как для покупателей, так и для петербургского ритейла, в целом обостряющее конкуренцию, а, значит, вдыхающее новую жизнь в рынок.
Фото: Никита Медведев