Финская розничная сеть PRISMA вышла на российский рынок в кризисный 2008 год. За время работы в России было открыто 17 магазинов: 6 гипер – и 11 супермаркетов в Петербурге и Ленинградской области. О том, как сегодня компания реагирует на новые вызовы, стоящие перед российским ритейлом, мы беседуем с генеральным директором сети супермаркетов и гипермаркетов PRISMA в России Маритой Коскинен.
Как для вас прошел кризисный 2015 год? Пришлось ли менять бизнес-планы в связи с экономической ситуацией?
Прошедший год научил нас работать более эффективно, особенно касательно оптимизации бизнес-процессов и управления финансами. В текущем году мы не собираемся открывать магазины. Однако глобальный план развития сети остается прежним: 25-30 торговых точек в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Как изменение покупательского поведения отразилось на вашем ассортименте, ценовом позиционировании ваших магазинов?Насколько в принципе сегодня востребован формат супермаркет?
Конечно, при падающей покупательской способности наиболее востребованными становятся дискаунтеры. Клиенты сегодня очень чувствительны к цене. Поэтому мы добавили в ассортимент товары более низкого ценового сегмента под лозунгом «Практичная покупка». Однако мы также продолжаем и расширение ассортимента собственного импорта из Финляндии. Сегодня наши клиенты имеют возможность выбрать товары из разных ценовых сегментов, а для привлечения покупателей мы используем слоган «У нас дешевле, чем Вы думаете».
А как изменилась работа с ассортиментом?
Что касается работы с российскими поставщиками, то у нас на полках 80% российского товара. И так у нас было с самого начала выхода нашей сети на рынок Санкт-Петербурга. Полное импортозамещение, конечно, сейчас невозможно. Российские производители не всегда могут так стремительно за короткое время увеличить производство. Кроме того, многие опасаются делать долгосрочные инвестиции, которые окупятся лет через 10 лет, так как непонятно, как будет развиваться ситуация. Вдруг эмбарго отменят, и зарубежным товарам снова откроется дорога на полки…
Что сегодня важнее для покупателей в магазинах вашего формата – сервис или цена?
Для клиента важно все. Традиционно высокий уровень сервиса является одной из основных характеристик наших магазинов. И мы постоянно работаем над его повышением, в первую очередь проводя обучение персонала. Так, мы организовали учебный класс для кассиров в одном из гипермаркетов, разработали простые алгоритмы обслуживания, оформили их в виде комиксов на наклейках, которые размещаем на видных местах. Например, комнате приема пищи. Конечно, регулярно проводим внутренний и внешний аудит качества сервиса для выявления направлений его улучшения. Сейчас серьезно думаем про внедрение касс самообслуживания, что тоже должно повысить уровень сервиса.
Развиваете ли программы лояльности?
У нас есть программа лояльности, которая включает в себя скидки на товары. Для клиентов уровня «премиум» даем скидку с суммы чека. Развиваем также предложения по дополнительным услугам от наших партнеров в России и Финляндии.
Каковы сегодня основные резервы для оптимизации расходов?
У нас есть несколько проектов в области информационных технологий, которые должны оптимизировать издержки. Мы постоянно проводим сравнительный анализ стоимости и качества всех используемых в нашей работе расходных материалов, услуг сторонних организаций и т.п. с целью последующей оптимизации. Самое главное в этом процессе – регулярность. Это должно быть не разовое упражнение. Только в этом случае можно добиться заметного результата.
Какое место в управлении бизнесом вы отводите формированию надежной команды, куда входят и сотрудники офиса, и линейный персонал?
Торговля – это командная работа, и нам очень важно наладить работу в команде. Мы разработали разные виды мотивационных программ для повышения уровня ответственности и заинтересованности сотрудников в работе. Например, в магазинах проводятся конкурсы на звание «Сотрудник месяца», в разрезе всей компании определяем «Сотрудника года», проводим конкурсы лучших бизнес-идей и многое другое.
Если ли у вас свой распределительный центр? Как вы выстраиваете логистические цепочки?
У нас есть свой логистический центр, но складируем мало, в основном по системе кросс-докинг. К сожалению, рынок логистических услуг еще не до конца сформирован, нужды продуктового ритейла не всегда понятны логистическим оператором, и поэтому для торговых сетей оказывается более эффективным иметь свои логистические центры.
Готовы ли вы к внедрению ЕГАИС? Что показали тестовые подключения, какие проблемы выявились?
Конечно, мы подготовились заранее. В техническом плане все готово к работе, но на практике есть небольшие проблемы. Система сильно замедляет приемку алкогольной продукции, поскольку мы вынуждены принимать каждую бутылку. И порой ответы от ЕГАИС приходят не совсем оперативно. Также остаются открытыми некоторые нюансы при работе кассовой техники с ЕГАИС. Например, в режиме офлайн.
Журнал «Точка продаж»