Опубликовано

Как избежать ошибок при открытии магазина

Кризис 2022 года вызвал новую волну трансформации ритейла – пересматриваются форматы, реконструируются стандартные магазины, запускаются новые концепции. Особенно активно ведет себя малый бизнес, открывая специализированные магазины, фермерские лавки, пекарни и кулинарии. Но, как правило, у небольших предпринимателей нет опыта открытия магазина и ресурсов для содержания отдела развития, поэтому при запуске объектов допускаются ошибки, ведущие к большим потерям. Вместе с компанией «Северконцепт» рассмотрим основные этапы открытия магазина и типичные ошибки, допускаемые при оснащении.

Фото: «Северконцепт»

Несмотря на то что федеральные сети приостановили экспансию, проблемы магазиностроения остаются актуальными. На рынке розничной торговли активизировались малые игроки, запускающие небольшие форматы с уникальными продуктами – магазины у дома с готовой едой, фермерские лавки, пекарни и кулинарии.

«Мелкие магазины отстраиваются от федеральных сетей, создают уникальный ассортимент, ищут локальных поставщиков, оснащают специализированные зоны – коптильни, сыроварни, винотеки, – рассказывает Александр Дринберг, генеральный директор «Северконцепт».

– Тренд изменился: если в прошлом году было больше заказов на оснащение крупных магазинов – от 600 кв. м и больше, то в этом году основные наши заказчики – небольшие форматы площадью 100–200 кв. м. Сейчас наша компания сфокусирована на несетевых проектах, оказываем помощь предпринимателям, пробующим себя в ритейле. Обычно такие предприниматели не имеют профессиональных знаний в области магазиностроения и финансовых возможностей, чтобы содержать в штате сотрудников, которые будут заниматься развитием магазина. Открытие магазина – сложный многоступенчатый процесс, требующий учета большого количества параметров и профессионального опыта. В целом наша компания заменяет отдел развития несетевым магазинам и маленьким сетям, помогает минимизировать ошибки и запускать эффективные, востребованные и прибыльные проекты».

Компания «Северконцепт» работает на рынке магазиностроения более 15 лет, осуществляет полный цикл запуска продуктовых магазинов, оказывает комплекс услуг по разработке концепта, проектированию, оснащению нейтральным и холодильным оборудованием, монтажу и сервисному обслуживанию. Является авторизованным поставщиком сети «Фасоль» (проект «Метро Кэш энд Керри»). Специалисты компании имеют опыт проектирования магазинов, предприятий общественного питания, ресторанов. В штате – инженеры по холодильному оборудованию, разработчики нестандартного оборудования, дизайнеры, технологи, монтажники.

Основными ошибками ритейлеров при проектировании магазина являются недостаточное внимание к выбору формата, целевой аудитории, локации. На этапе планирования не учитываются технические параметры помещения и оборудования. «Нередко нам приходится переделывать, «допиливать» магазины уже после открытия, – говорит Александр Дринберг. – Сталкиваемся с тем, что изначально были неправильно выведены коммуникации, нерационально использована торговая площадь, неверно выбраны габариты и закупленное количество единиц оборудования, не хватает электрической мощности. Стремление максимально заполнить торговый зал оборудованием приводит к появлению узких проходов, что в итоге оборачивается формированием «холодных» зон, а значит, и потерей продаж. Такие проблемы всегда возникают, если неправильно спланировать открытие».

Фото: «Северконцепт»

С чего начинается магазин?

Работа над запуском начинается с поиска подходящей локации и определения типа магазина. От этого зависит множество факторов – на какую целевую аудиторию будет направлен, какие товарные категории и в каком объеме будут представлены, на чем делать особые акценты, какие зоны необходимы и какие дополненные сервисы может предложить магазин. Все эти факторы определяют концепцию заведения. После составления и описания концепции и типа магазина начинается проектирование.

Делаются замеры помещения. Специалисты «Северконцепт» самостоятельно замеряют параметры помещения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, если локация находится на удалении от 200 км, ритейлер присылает размеры по электронной почте. План помещения переносится в электронный вид, проверяются возможные неточности старых планов БТИ, анализируются особенности объекта.

Определяются формат, целевая аудитория и ассортимент магазина. Создается дизайн-концепт. «Перед тем как начать работу над технологической расстановкой, проводим беседу с ритейлером, обсуждаем общую концепцию и детали того, как будет выглядеть будущий магазин, – рассказывает Александр Дринберг. – Важно учесть тип торговли – самообслуживание, прилавочный или смешанный, ассортимент – широкий или специализированный, направленный на глубину определенных товарных категорий, из какого оборудования будет продаваться та или иная категория и тому подобное».

Если ритейлер открывает не первый магазин или делает ребрендинг уже действующего, рассчитывается необходимая доля выкладки под категории, с использованием информации из товароучетной программы. Если магазин не имеет истории продаж, доли выкладки определяются по опыту работы аналогичных магазинов.

Специалисты «Северконцепта» предлагают свое видение дизайна магазина и знакомят с уже реализованными проектами.

«Однотипные и безликие магазины не разрабатываем в принципе, – поясняет Александр Дринберг. – Всячески уговариваем ритейлера открывать что-то интересное, нестандартное. Белые полки и красный декор – это уже дурной тон в магазиностроении».

Фото: «Северконцепт»

Варианты расстановки

Далее идет подбор торгового оборудования и мебели в соответствии с нормами и маркетинговыми требованиями. При подборе учитываются концепция магазина, продаваемые категории, площадь выкладки категорий, формат торговли, типы оборудования, местоположение, потребности и предпочтения покупателей, бюджет на открытие, особенности помещения.

Разрабатывается план расстановки оборудования. Сначала рисуется схема зонирования. В процессе прорисовки определяется место под каждую категорию, рассчитывается количество полочного пространства товарных групп. Эффективность работы оборудования зависит от того, насколько правильно оно расставлено в торговом зале. Покупатель должен чувствовать себя комфортно, находясь в магазине, инстинктивно находить продукты. Каждый метр торговой площади необходимо использовать максимально рационально и в то же время не допускать узких проходов, «слепых» и «холодных» зон.

Очень частая ошибка при самостоятельном выборе – покупка для магазина у дома оборудования больших габаритов, высокого, с глубокими полками, большим объемом выкладки. «Такое оборудование предназначено для крупных супермаркетов, где продаются большие объемы каждого SKU, – поясняет Александр Дринберг. – Для магазина формата у дома это не подходит, пустые полки выглядят непривлекательно, к тому же теряется драгоценная площадь торгового зала».

После утверждения плана-расстановки определяются виды и модели необходимого оборудования. Компания «Северконцепт» поставляет оборудование всех типов – холодильное, технологическое, нейтральное. Холодильное – выносное и встроенное, разных моделей и температурных режимов. Специалисты подбирают оборудование с наилучшим мерчандайзингом, которое комфортно воспринимается покупателем и обеспечивает эффективную выкладку. Составляются спецификация оборудования и техническое задание для подвода электрических мощностей и воды. Спецификация содержит подробный перечень моделей, стоимость, включая дополнительные опции. Также прописываются цвета, в которые оборудование будет покрашено, сроки изготовления и другая необходимая информация. По данной спецификации размещается заказ на изготовление оборудования.

«При заказе оборудования делаем скидку в размере стоимости проектирования, – рассказывает Александр Дринберг. – Цена поставки будет более выгодной, чем если бы ритейлер закупался сам напрямую у завода. Но самое главное – выбор оборудования для неспециалиста – очень сложный процесс. Прайс-листы ТХО состоят из нескольких сотен страниц, стеллажи имеют порядка 50 тыс. позиций: чтобы разобраться в моделях и характеристиках, надо иметь профессиональные знания и опыт. Еще риски самостоятельной покупки – если, например, доставят не ту модель или что-то не подойдет при монтаже, менеджер завода вряд ли станет разбираться и делать замену. Эти риски мы берем на себя и несем ответственность за точность исполнения заказа».

Срок производства торгового и холодильного оборудования в среднем составляет 4–5 недель. Это время можно эффективно использовать для отделочных работ в помещении торгового зала и подсобках. По мере готовности оборудование отправляется на объект, распаковывается, монтируется и запускается.

Нестандартные решения

Практически каждая концепция требует разработки оборудования на заказ. Специалисты компании готовят конструктив нестандартного оборудования, визуализируют его в 3D-формате, согласовывают дизайн, габариты и материалы. После необходимых согласований и визуализаций подписывается договор поставки и монтажа. Для производства используются собственные мощности. «Компания имеет цех, в котором изготавливается нестандартное оборудование под заказ, – поясняет Александр Дринберг. – Нередко бывает так, что заказчику где-то понравился дизайн стеллажа или планировочное решение, он сфотографировал в качестве примера, показал нам, сказал, что хотел бы поменять, и мы по этим пожеланиям разрабатываем и изготавливаем модели».

Фото: «Северконцепт»

Специалисты компании стремятся делать торговое пространство удобным, лаконичным, современным, со своей изюминкой, нестандартными решениями и яркой экспозицией товаров.

Один из кейсов – проектирование небольшого супермаркета, который находился рядом с помещением типового магазина одной из федеральных сетей. Ритейлеру было предложено сделать акцент на продукции собственного производства, чтобы магазин не конкурировал по ценам с сетевым магазином. Спроектировали цеха по производству мяса и мясных полуфабрикатов, пекарню. Стандартный ассортимент магазина дополнили широким выбором мяса, сыров, молочной продукции, рыбы, выпечки собственного производства. «Утвердив концепцию, мы перенесли данные замеров в электронный вид, – рассказывает Александр Дринберг. – Затем разместили торговое и технологическое оборудование в зале и производственных помещениях. Так как площадь торгового зала была около 150 кв. м, использовали специальную линейку оборудования для небольших помещений. Получилось очень современно и технологично. Магазин смог отстроиться от федерального конкурента и сейчас приносит прибыль».

Еще один кейс – небольшой пивной магазин, в котором разместили коптильни для рыбы. Собственное производство позволило обеспечить уникальный ассортимент и высокий трафик.

Для проекта фермерского магазина «под ключ» был выбран стиль лофт. Осуществлен полный цикл работ: проектирование и дизайн, подбор, поставка и монтаж выносного торгового холодильного оборудования (горки и низкотемпературный шкаф), разработка и производство индивидуальных стеллажей из ламинированного ДСП на металлокаркасе и элементов декора. Получился стильный современный магазин с элегантным функциональным интерьером и экономичным компактным оборудованием.

Компания «Северконцепт» не только запускает магазины, но оказывает сервисное обслуживание оборудования, что очень важно, особенно сейчас, в период санкций и сложной логистики комплектующих. По словам Александра Дринберга, ситуация на рынке магазиностроения стабилизировалась, все необходимое оборудование доступно, есть все условия для полноценного запуска проектов.

Валерия Миронова, Retail.ru