Retail.ru: Расскажите о вашей глобальной стратегии развития? Как она будет поддерживаться, какими техническими и инвестиционными решениями?
Дилара Махманэмирова: Компания Mascotte – международный, динамично развивающийся бренд женской и мужской обуви и аксессуаров, который существует уже более 10 лет и за это время значительно расширил географию своего международного присутствия, охватив Россию, Австралию и Великобританию. Наша глобальная стратегия в первую очередь ориентируется на удовлетворение потребностей покупателей с учетом специфики стран и регионов. Для реализации этой стратегии мы концентрируемся на трех ключевых направлениях:
· программы по повышению лояльности,
· маркетинговые акции для завоевания новых клиентов,
· повышение эффективности ассортиментного планирования с учетом региональной специфики продаж, что особенно важно при нашем ассортименте 2’000 артикулов в рамках одной коллекции. Сейчас мое подразделение активно работает над созданием гибкой и понятной системы аналитики, охватывающей все сферы деятельности компании.
Retail.ru: Каковы сегодня потребности российской обувной розницы в аналитических средствах? Как изменялись они в последние годы?
Дилара Махманэмирова: Ритейл и аналитика должны быть в принципе неразлучны в силу динамики бизнеса и необходимости отслеживать ситуацию в режиме on-line. Если говорить об обувной рознице, здесь можно проследить эволюцию от отчетности к полноценной аналитике. Большинство крупных сетей уже пережили «отчетный» этап аналитики, когда достаточно было «собрать все данные в одну базу» и сделать несколько статичных отчетов. Сейчас многие переходят к внедрению систем класса BI, с возможностью быстрой настройки различных отчетов во всевозможных разрезах. Чем обусловлено такое изменение аналитических привычек крупных игроков обувного ритейла? Во-первых, ростом объемов продаж, а соответственно, и количества данных для анализа, которые все сложнее анализировать без BI. Во-вторых, повышением конкуренции на рынке в целом. В конечном счете выигрывают те ритейлеры, которые знают своего потребителя не только «в лицо», но и «в деталях» и повышают его удовлетворенность и лояльность.
Retail.ru: Какие аналитические задачи выходят для ритейлеров на первый план?
Дилара Махманэмирова: Для обувной розницы номером один всегда будут задачи ассортиментного и товарного планирования – это и оперативное управление коллекциями, и регулярный прогноз продаж и остатков, и ассортиментное планирование с учетом специфики различных форматов магазинов и покупателей. При этом в нашем бизнесе очень важен гибкий многофакторный анализ, ведь в управлении ассортиментом необходимо учитывать максимум факторов – начиная от сезонности и заканчивая модными трендами и актуальными цветами для определенных размеров обуви и аксессуаров.
Retail.ru: Почему вы решили внедрить BI систему? Какое решение было внедрено до QlikView? Чем не устраивало?
Дилара Махманэмирова: Раньше мы использовали стандартную отчетность на основе Excel-выгрузок из нашей ERP-системы 1С. Однако вместе с количеством магазинов и объемом продаж значительно вырос и объем данных для аналитики. В итоге настал момент, когда при планировании ассортимента мы стали больше опираться на интуицию сотрудников, нежели на реальные данные отчетов по продажам, т.к. невозможно было получить кастомизированный отчет в разумные сроки. Стандартные отчеты давали понимание, какие размеры каких типов обуви лучше покупаются, но понять, например, динамику продаж бежевых замшевых балеток со стразами в разрезе размеров, регионов и магазинов можно было, только обратившись в ИТ-отдел за специальной выгрузкой. Такие ситуации все больше замедляли и усложняли работу, поэтому мы приняли решение внедрить в Mascotte систему Business Intelligence.
Retail.ru: Почему выбрали именно эту платформу?
Дилара Махманэмирова: Основным критерием для нас была возможность самостоятельной работы пользователей со всей историей розничных продаж сети в любых разрезах. Новый BI-инструмент должен был обеспечить сотрудников данными в таком виде, чтобы они сразу могли отвечать на любые вопросы, без вмешательства технических специалистов. Иначе во внедрении просто не было смысла, ведь с помощью ИТ пользователи и так могли получить данные. Мы отсмотрели целый ряд презентаций BI-систем и заинтересовались QlikView, потому что она была ориентирована на максимально комфортную работу именно для бизнес-пользователей. Мы попросили интегратора, Консультационную Группу АТК, провести пилотный проект на основе данных наших продаж за 4 сезона. Коллеги действительно разработали пилотное приложение за 2 дня (подтвердили те маркетинговые лозунги, которые говорилось на презентации продукта). Наши пользователи протестировали приложение и одобрили QlikView по эргономике и широте возможностей по самостоятельной работе с системой.
Retail.ru: Дилара, опишите примеры выгоды от новой платформы? Какие департаменты являются самыми активными пользователями аналитики?
Дилара Махманэмирова: На сегодняшний день у нас три канала продвижения продукции – собственная розничная сеть (порядка 70 собственных магазинов), розничная сеть франчайзи и дистрибуция. Проект QlikView начали с собственного розничного блока, поскольку здесь ожидаем максимальный возврат инвестиций в систему бизнес-анализа. Мы объединили в QlikView все данные о магазинах собственной сети – это данные ERP-системы 1С, кассовых систем, базы данных по заказам.
Сейчас у нас завершается первый этап нашего внутреннего проекта – разработка системы оперативной отчетности для менеджеров высшего звена. Приложение с оперативной аналитикой создано на основе старой системы отчетности, но уже заметны ощутимые преимущества. Во-первых, не нужно тратить время на подготовку данных и сведение отчетов. Во-вторых, в Mascotte постепенно изменяется формат принятия бизнес-решений, он становится более ориентированным на данные. Пока наиболее активные пользователи BI – это коммерческая дирекция и сотрудники отдела товарного управления, от остальных департаментов также поступает много запросов на новый формат аналитики QlikView.
Retail.ru: Изменилось ли ассортиментное планирование так, как Вы ожидали, с появлением системы бизнес-аналитики?
Дилара Махманэмирова: У нас очень широкий и динамично меняющийся ассортимент – в год выходит 2 основных коллекции («Весна-лето» и «Осень-зима») до 2’000 артикулов каждая. При подобной динамике нужна четкая система ассортиментного планирования и прогнозирования. Появление QlikView уже упростило процесс управления ассортиментом, но мы ожидаем дополнительные улучшения. В частности, система освободит нас от выгрузок, поиска необходимых данных в многочисленных таблицах, их ручной настройки и выверки – например, при подготовке бюджета закупки менеджер будет получать все данные в приложении QlikView по клику и больше времени посвящать анализу для принятия эффективных решений.
Полноценный инструмент ассортиментного планирования с близким к автоматическому формированию заказа у нас пока в разработке. Уже создан прототип решения, который после тестирования будет воплощен в QlikView.
Retail.ru: С какими сложностями при реализации проекта вам пришлось столкнуться? Каковы Ваши планы по дальнейшему развитию аналитики?
Дилара Махманэмирова: Начало BI-проекта – всегда самый сложный этап. Нам пришлось решать проблемы с разрозненной системой хранения данных, вносить корректировки в классификацию, создавать базу знаний, разрабатывать новые стандарты отчетности. Могу сказать, что для успешного старта BI-проекта нужно не только глубокое понимание задач, но и гибкая аналитическая платформа, которую можно оперативно подстроить под новые требования. С QlikView в этом плане нам повезло.
На сегодняшний день реализована лишь часть наших планов в сфере аналитики. Как я уже говорила, в ближайших планах у нас разработка полноценной системы планирования и прогнозирования ассортимента на основе исторических данных по продажам. Также планируется создание аналитических инструментов для управления коллекцией в течение сезона и оптимизации товародвижения и логистики в целом.
Retail.ru: Что используют конкуренты?
Дилара Махманэмирова: По отзывам коллег по отрасли, тройка самых популярных аналитических решений для обувной розницы выглядит так:
· Microsoft BI (крупное решение в Ecco и много мини-внедрений с выгрузкой отчетов в Excel),
· SAP MAP (Merchandise and Assortment Planning, внедрение в сети Respect),
· QlikView (внедрения в Salamander, Эконика, KupiVIP и ряде других).
С двумя из этих решений я работала – в Adidas – с SAP MAP, а в ЦентрОбувь и Mascotte – с QlikView. Системы отличаются действительно очень сильно. SAP MAP – жесткая структура, подходящая только для компаний со сложившимися аналитическими бизнес-процессами, т.к. переделать решение будет дорогим и долгим. QlikView в этом плане гораздо более гибкий BI – в зависимости от новых потребностей можно поменять и визуализацию, и архитектуру приложения, а подробное обучение пользователей займет всего несколько часов.
Retail.ru: Почему вы решили, что внедрение новой платформы поможет вам быть более конкурентном на обувном рынке?
Дилара Махманэмирова: Внедрение специализированной системы BI практически всегда означает улучшение качества и конкурентоспособности бизнеса. В рознице система аналитики позволяет узнать своего покупателя, его привычки, поэтому инвестиции в BI для нашего бизнеса должны быть в категории «must have». Как мы ожидаем повысить свою конкурентоспособность по итогам внедрения QlikView? Мы уже повысили и планируем повышать качество планирования продаж и новых коллекций: по моделям, цветам, размерам – вплоть до высоты каблука и обилия страз и украшений на обуви и аксессуарах.