Фоторепортаж из второго магазина «Оптоклуб Ряды».
2015 год – стал знаковым для многих ритейлеров: несколько российских сетей ушли с рынка, покинули его и некоторые западные игроки. На их место пришли новые компании, появились новые форматы. Сегодня мы расскажем об оптоклубе «Ряды», который этой осенью запустил два магазина в Санкт-Петербурге. Открытие пилотного торгового центра состоялось 15 сентября 2015 года на Шафировском проспекте. Второй оптоклуб официально открылся 12 ноября на Пулковском шоссе в составе ритейл-парка «Мезоджи» – о нем более подробно в нашем фоторепортаже.
Новый в России формат торговли – оптоклуб, аналог сети Costco в США, – развивают Дмитрий Костыгин и Август Мейер, основатели и бывшие акционеры сети гипермаркетов «Лента», а также акционеры компаний «Юлмарт», «Рив Гош», «Улыбка Радуги». Площадь комплексов 14 тыс. кв. м, из них 10 тыс. кв. м – торговая, предусмотрены большие парковки, поскольку большая часть покупателей приезжает на автомобилях. В штате магазина работают 114 человек. Компания «Биг-Бокс», развивающая эту сеть, планирует открыть 21 магазин в Петербурге и Москве до 2018 года.
Название «Ряды» было взято по аналогии с купеческими ярмарками. «Принцип купеческой торговли нам близок «лишнего не бери, карман не дери, душу не губи». В соответствии с ним мы и выстраиваем свою работу с покупателями», – рассказала Наталия Тяло, директор магазина.
Магазин начинается техническими рядами, где можно купить товары для дома, автомобиля, гигиенические средства и т. п. Огромной популярностью пользуются бахилы по цене 43 рубля за 50 штук.
На товар с желтым ценником скидок не предусмотрено, на продукцию с белым ценником можно получить скидку при участии в программе лояльности – от 5 до 10%. Клубная карта стоит 600 и 2000 рублей в год в зависимости от выбранной программы. Владельцами карт оптоклуба стали уже более 2,5 тысяч человек. С момента открытия первого оптоклуба количество покупателей выросло в 3 раза.
Оптоклуб заявляет, что не берет с поставщиков ретробонусов за вход в сеть, но просит предоставлять минимально возможные цены. Однако очевидных дисконтов, по сравнению с конкурентами, мы не заметили.
В магазине оборудована собственная пекарня полного цикла, где выпекают 6 видов хлеба. Еще из собственного производства работает цех по приготовлению гриль.
Полки заполняются медленнее, чем хотелось бы покупателям. Клиенты берут товар с 1-го яруса, 2-3-й предназначены для запасов товара. Однако во время официального открытия магазина, который уже работал в течение двух недель, пустоты явно бросались в глаза.
Информацию о среднем чеке компания не разглашает. Но сообщает, что за две недели работы было 5 оптовых покупателей, которые закупали товар коробками, а также приезжают семьи, чтобы сделать покупки на 5-6 тыс. рублей. В выходные покупателей в 2,5 раза больше, чем в будни.
Ассортимент магазина широкий, но не глубокий. Товар продается и в укрупненной упаковке, и поштучно. В будущем в магазине будет представлено 3500–4000 SKU, на сегодняшний день наименований меньше. По словам директора магазина здесь представлено 90% ассортиментной матрицы, когда в первом магазине на открытии было только 70%.
Со времени открытия первого магазина – появились новые поставщики по кондитерским товарам, заморозке, молочным продуктам. Кстати, товар расфасовывает в укрупненную тару сам производитель. Отдел закупок продолжает искать новых поставщиков.
Ограниченное количество наименований товара в компании объясняют желанием представить только самое необходимое, чтобы покупатели не тратили время и силы на совершение покупок, а компания – резервы.
Оптоклуб «Ряды» поддерживает отечественного производителя. Товар, произведенный в России, отмечают флажками.
С оптокубом уже вышел на связь директор гостиницы Пулковская и несколько представителей расположенных неподалеку бизнес-центров. «Торговый комплекс расположен очень удачно на шоссе с высоким трафиком, неподалеку от городов-спутников, рядом с большими бизнес-парками. Однако компания делает ставку не только на оптовых покупателей: до магазина едут маршрутки по нескольким направлениям – из Санкт-Петербурга, из аэропорта Пулкова, из Гатчины и Пушкина», – говорит Наталия Тяло.
Система навигационных стрелок на полу ведет покупателя в закрытые отделы со специальной температурой хранения, например, овощей-фруктов.
Оптоклуб, пожалуй, единственный магазин, где тележка не проходит вместе с покупателем через кассу. Покупатель выкладывает товар на кассовую ленту, а тележка с оставшимся тяжелым товаром проезжает с другой стороны, рядом с кассиром, который сканирует то что осталось. По уверению директора магазина – это нововведение увеличивает скорость обслуживания на кассе. Есть специальные кассы для людей с ограниченными возможностями, где проход шире и оборудован столик для подписи чека.
На данный момент оптоклуб нельзя назвать магазином первой цены – стоимость товара зачастую не ниже, чем у конкурентов, а ассортимент беднее. Однако, скорее всего, ритейлер еще будет много работать и над тем, и над другим. По сравнению с открытием первого магазина, где товара было значительно меньше, прогресс заметен.
Ольга Крыкова, специально для Retail.ru