Опубликовано

В 2017 сети DIY открыли в 2 раза меньше новых площадей

Специалисты INFOLine в ходе подготовки нового исследования «Рынок DIY России. Анализ регионов, тенденции 2017 года и прогноз до 2019 года» проанализировали открытие торговых площадей крупнейшими сетями, торгующими строительно-отделочными материалами и товарами для дома (сегмент DIY).

По данным INFOLine, в I полугодии 2017 г. заметно снизилась инвестиционная активность крупнейших операторов рынка DIY ‑ прирост торговой площади составил 47 тыс. кв. м, что практически в 2 раза меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. При этом, как показывают данные исследования, только 14 торговых сетей отметились увеличением площадей, а 12 ретейлеров — сократили. У остальных 24-х торговых сетей торговые площади остались без изменения.

Динамика прироста торговых/приведенных площадей 50 крупнейших операторов DIY России

Динамика прироста торговых/приведенных площадей 50 крупнейших операторов DIY России

По данным INFOLine

Из лидеров рейтинга INFOLine DIY Retail Russia TOP только 3 торговые сети открыли новые магазины в I полугодии 2017 г. Лидер рейтинга торговая сеть Leroy Merlin открыла 3 гипермаркета в Барнауле, Хабаровске и Москве совокупной площадью 33 тыс. кв. метров. Сеть СТД «Петрович» отметилась открытием одной новой стройбазой в Москве, а в Санкт-Петербурге провела релокацию нескольких торговых объектов. Компания «Максидом» вышла на рынок Уфы, открыв в городе гипермаркет площадью 10 тыс. кв. метров. При этом общая динамика прироста торговыми объектами у крупнейших торговых сетей оказалась отрицательной.

Динамика прироста торговых объектов 50 крупнейших операторов DIY России

Динамика прироста торговых/приведенных площадей 50 крупнейших операторов DIY России

По данным INFOLine

Такие негативные показатели специалисты INFOLine в первую очередь связывают с активным развитием торговыми сетями DIY онлайн-канала продаж. За последние 3 года онлайн-торговлю строительно-отделочными материалами и товарами для дома начали почти 100 крупнейших торговых сетей DIY России. На сегодняшний день из 300 крупнейших DIY ретейлеров 186 компаний развивают торговлю через собственные полноценные интернет-магазины.

Количество интернет-магазинов универсальных сетей сегмента DIY в 2009–2016 г., ед.

Количество интернет-магазинов универсальных сетей сегмента DIY

По данным INFOLine

По словам Ивана Федякова, генерального директора INFOLine, онлайн-канал продаж позволяет торговым сетям оптимизировать количество новых торговых объектов. «Благодаря активному развитию интернет-магазинов крупнейшими DIY ретейлерами, происходит наращивание доли за счет выхода в новые отдаленные от магазинов регионы, расширения ассортимента за счет позиций, не представленных в классических магазинах, а также за счет роста частоты и объема покупок», — добавил эксперт.

К еще одному важному выводу, влияющему на открытие новых торговых площадей, специалисты INFOLine пришли в ходе мониторинга реализации крупнейших проектов строительства торговых объектов. Так, по данным обзора INFOLine «200 строящихся и планируемых к строительству проектов торговых центров РФ. Проекты 2017–2020 годов», в течение 2017 года в России планировались к вводу в эксплуатацию 51 крупный торговый центр. В настоящее время завершено строительство только 8 торговых центров, а на вторую половину 2017 году перенесено 9 объектов. Срок сдачи 16 проектов уже перенесен на 2018 год и позднее, а по 5 проектам строительные работы заморожены на неопределенный срок.

Как отмечает Иван Федяков, большинство торговых сетей DIY не готовы сейчас открывать отдельно стоящие торговые объекты. «Крупные торговые сети, даже из числа лидеров рейтинга INFOLine DIY Retail Russia TOP, последние годы стремились открывать новые объекты, арендуя площади крупных торговых. Перенос сроков завершения строительства таких объектов или их заморозка напрямую влияют на развитие DIY ретейлеров, а значит, новые торговые площади не открываются», — подчеркнул он.

Крупнейшие торговые сети DIY открыли в 2017 году в 2 раза меньше новых площадей

Как и прогнозировалось, количество сетей, сокращающих свои торговые площади, продолжает расти, а сетей, увеличивающих количество магазинов, напротив, уменьшается. Со временем консолидация рынка за счет внедрения новых современных технологий торговли будет только расти, а конкуренции усиливаться. Наиболее эффективные компании продолжат активную экспансию, а менее эффективные сети будут вынуждены сокращать и оптимизировать свои торговые площади.

Retail.ru