В преддверии форумов Food Retail & «Private Labels. Перезагрузка» компания BBCG и портал Retail.ru взяли интервью у Алексея Ларина, президента «Ассоциации контрактного производства». До перехода в собственный бизнес Алексей Ларин более 10 лет работал в структурах ВТБ, в последние годы занимая должность начальника управления прямых продаж ВТБ24.
Собственный бизнес Ларин решил связать с поддержкой отечественных производителей и их выводом на экспорт. Создаваемая его компанией платформа объединяет функции международной ЭТП, единого окна государственных и коммерческих услуг и коммуникационной площадки для взаимодействия бизнеса, общества и государства.
— Алексей, расскажите, пожалуйста, какая главная цель Ассоциации, и какие основные проблемы вы стремитесь решить?
Создание Ассоциации контрактного производства — это требование рынка. Производство продуктов под собственной торговой маркой увеличивается, увеличивается и спрос на контрактное производство. Но с развитием рынка, неизбежно появляются и проблемы, противоречия между участниками рынка, определенные запросы на изменения в законодательстве. И стало понятно, что все эти вопросы можно решить, только объединившись, ведя постоянный конструктивный диалог с торговыми сетями, с производителями, с властью.
Но самая главная задача, которую решает Ассоциация, — это популяризация самой модели контрактного производства. Сейчас далеко не все производители и даже государство не всегда понимает важности развития этого направления, его преимуществ и перспектив. А между тем, в свое время именно контрактное производство привело Китай к ведущей роли в мировой промышленности – к тысячам заводов, миллионам выпускаемых товаров. Если мы хотим, чтобы Россия занимала достойное место в мировой экономике, мы должны сделать упор на локализацию производств в нашей стране.
— Вы думаете, что в России это возможно?
В России достаточно производственных мощностей, проблема в том, что около половины этих мощностей не загружено.
Мы проводили встречи с руководителями промышленных и сельскохозяйственных предприятий в разных регионах. Почти все они говорят об одном и том же: собственная продукция не имеет достаточного спроса, производственные линии не работают на полную мощность, иногда приходится сокращать персонал. В этой ситуации может помочь контрактное производство. Крупные торговые сети, иностранные заказчики, российские владельцы брендов готовы к сотрудничеству. Они могут заполнить производственные мощности, взяв на себя вопросы сбыта и маркетинга.
Развитие контрактного производства даст мощный толчок российской экономике, ведь собственное производство — это основа экономического роста и благосостояния государства.
— Насколько увеличились объемы контрактного производства в сфере розничной торговли?
Российские торговые сети только начинают осваивать рынок контрактного производства и собственных торговых марок. Сейчас, по нашей оценке, доля СТМ в рознице составляет всего 5%. С другой стороны, необходимо отметить устойчивую положительную динамику: всего 2 года назад эта доля составляла 2,5%. И нам есть, куда расти: в Западной Европе сети являются крупнейшими заказчиками контрактного производства, и доля в розничной торговле доходит до 40%. В среднем в мире цифра составляет 18%. Так что, следуя общемировым тенденциям, реальный объем производственных заказов от сетей должен увеличиться еще как минимум в 3 раза.
— Каких реформ требуют отношения между сетями и производителями СТМ?
В целом российский рынок СТМ развивается достаточно позитивно. Сказывается опыт международных сетей и государственная политика, направленная на импортозамещение. Но есть в отношениях между сетями и производителями и непростые аспекты.
С одной стороны, сети, давая продукту «свое имя», имеют право предъявлять производителю самые высокие требования к качеству. А найти производителя, отвечающего требованиям, сложно. Ведь мы только сейчас силами Ассоциации и наших IT-партнеров начали создавать единую базу проверенных и сертифицированных контрактных производителей. До этого сети вели поиск «вручную», а это и долго, и дорого, и не всегда надежно.
С другой стороны, интересы производителей зачастую плохо защищены. Например, молочный завод заключает договор с торговой сетью на поставку молочных продуктов под СТМ. Чтобы удовлетворить требования сети, он вносит изменения в технологию, закупает определенную упаковку, снижает себестоимость. А сеть, после нескольких месяцев работы с поставщиком, перестает размещать заказы у него. Да, это издержки модели контрактного производства и риски производителя. Но все же производителю не помешает обратиться в нашу Ассоциацию за юридической поддержкой, чтобы договор с сетью не стал «кабальным». Зачастую нам удается за столом переговоров предотвратить конфликтную ситуацию, составив договор таким образом, чтобы он максимально учитывал интересы всех сторон — и ритейлеров, и производителей.
Очень важно сейчас всем участникам рынка четко обозначать свою позицию, доносить ее до Ассоциации. Тогда мы сможем систематизировать информацию и защитить интересы отрасли не только в каких-то частных случаях, но и в целом, на законодательном уровне.
— Производство СТМ будет расти?
Безусловно, производство СТМ ожидает рост. Если сейчас в основном только крупные сети развивают СТМ, то в ближайшие годы на рынок СТМ выйдут и небольшие региональные сети. Некоторые так уже сделали. Это общий рыночный тренд и «отставать» от него невыгодно.
— В каких категориях СТМ наиболее популярны?
Рост популярности СТМ обусловлен двумя факторами: стоимостью и качеством. Торговые сети в борьбе за сердце и кошелек покупателя стараются снизить цены на товары повседневного спроса. И в то же время им необходимо удерживать высокое качество – появляется ответственность за «собственный бренд» перед покупателем. В итоге в низшем ценовом сегменте продукты под СТМ являются «лучшим соотношением цены и качества».
— Существуют ли перспективы в развитии СТМ не только в низшем, но и в среднем, премиальном ценовых сегментах?
Не только перспективы, но и реальные прецеденты. «Азбука Вкуса» создала СТМ «Просто Азбука». Это бренд, как минимум, среднего и «среднего плюс» ценового сегмента. Многие монобрендовые сети одежды и обуви, по сути, также являются заказчиками контрактного производства и среди них есть как представители низкого, так и среднего и даже премиального сегмента.
Пример западных сетей показывает, что продуктовый рынок СТМ — это гарантия качества и свежести, поэтому сеть иногда ставит свои продукты дороже, чем аналогичные товары под чужими брендами. Со временем эта модель станет популярна и в России.
— Как быть брендам производителей? Как выдержать конкуренцию с собственными марками сетей?
Пока еще рано говорить о серьезной конкуренции между брендовыми товарами и СТМ. Несмотря на то, что согласно рыночным исследованиям, более 90% потребителей удовлетворены качеством СТМ, пока сети выигрывают только ценовую конкуренцию. Это в том числе и проблема сетей. Изначально позиционируя свои товары исключительно как «самые дешевые», они не ставили перед собой задачу конкурировать с брендовыми товарами в отношении маркетинга, брендинга, упаковки. У производителя есть более гибкие инструменты конкуренции, в том числе и немаловажная визуальная составляющая. Поэтому я уверен, что основная борьба за потребителя еще далеко впереди.