2022 год ознаменовался беспрецедентным уходом международных брендов, санкциями Запада, крушением логистических цепочек, образованием новых компаний и связей, резким падением, а затем укреплением рубля. На этом фоне продолжалось плановое внедрение маркировки. Предлагаем вспомнить ключевые события розничного рынка 2022 года.
Фото: nancekievill/shutterstock
В январе, кажется, все развивалось по накатанной. Стало известно, что оборот предприятий торговли и услуг в Москве в 2021 году вырос на 39,1% и достиг 14,7 трлн рублей, увеличившись по сравнению с 2020 годом. После пандемийных закрытий стрит-ритейл Петербурга восстанавливается. Российская платежная система «Мир» впервые стала самой популярной на Wildberries.
В Москве было запланировано к вводу рекордное количество торговых центров – 30 новых объектов, что являлось максимальным значением за все время становления московского ритейл-рынка. В России появился экологический стандарт для магазинов и возможность получить экомаркировку международного уровня «Листок жизни».
Высокий интерес рынка вызвало сообщение о том, что «Пятёрочка» предложила директорам магазинов стать предпринимателями. Теперь директор магазина стал действовать как собственник бизнеса: набирать команду и менять график работы, решать, какие товары и в каком количестве закупать, инициировать маркетинговые акции. В конце года выяснится, что директора-партнеры заработали на 30% больше обычных руководителей магазинов.
McDonald’s запланировал вложить 1,2 млрд рублей в открытие ресторанов в Татарстане, а также открыть еще 60 ресторанов в Подмосковье.
Правительство России предложило производителям электроники Lenovo, HP и Acer эксперимент, в рамках которого компании должны подготовиться к выпуску ноутбуков на отечественных процессорах.
Оператор маркировки Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) сформировал рабочую группу для эксперимента по маркировке рыбных консервов; стало известно, что маркировку мясных, овощных и фруктовых консервов введут с 1 мая 2022 года.
В феврале аналитики Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) подсчитали, что объем интернет-продаж в 2021 году вырос на 12% и составил 3,6 трлн рублей, при этом был зафиксирован рост доверия потребителей к российским электронным площадкам.
Стартовал эксперимент по маркировке медицинских изделий, Минпромторг предупредил, что в России могут ввести обязательную маркировку на товары для творчества.
Сети опубликовали итоги 2021 года. Например, «Ашан», закрывший 36 малорентабельных магазинов, решил сосредоточиться на развитии востребованных точек. OR Group объявила о дефолте по облигациям, начала реструктуризацию долгов.
22 февраля отраслевые порталы еще писали, какие подарки получат мужчины на 23 февраля и сколько потратят россияне в праздники. Но 24 февраля началась специальная военная операция, и на Московской фондовой бирже обвалились акции российских ритейлеров на 30% и более. Акции Сбербанка снизились на 51%, «Тинькофф» – на 71%, «Норникеля» – на 36%, «Газпрома» – на 33%, ВТБ – на 26%, «Яндекса» – на 42%.
Сервисы Apple Pay и Google Pay прекратили работу с картами подсанкционных банков.
На рынке начались продуктовые сбои. Российские импортеры столкнулись с отказами поставщиков отгружать зарубежные продукты из-за сложившейся геополитической ситуации. Также были остановлены грузоперевозки в бассейнах Черного и Азовского морей. Первыми возникли проблемы с отгрузками овощей и фруктов, импортеры стали опасаться, что в скором времени аналогичные сложности могут возникнуть и с поставками из-за рубежа других товаров – рыбы, пальмового масла, алкоголя и других.
Курс рубля стал стремительно падать. Из-за скачка валют крупнейшие импортеры алкоголя приостановили отгрузки, а сеть DNS объявила, что поднимает цены на технику, причем некоторые товары подорожали на десятки тысяч рублей. После этого появились сообщения о том, что ФАС планирует проверить обоснованность таких изменений. По словам Дмитрия Алексеева, президента DNS, он был вызван на совещание в Минпромторг, «где пришлось держать ответ за положение на рынке БТиЭ». В результате была достигнута договоренность, что DNS «подготовит план мероприятий, направленных на снижение волатильности на рынке».
Поставщики лекарств приостановили отгрузки и начали переоценку товара. DIY-ритейлеры и застройщики жилья столкнулись с приостановкой отгрузки сырья. Участники индустрии моды высказали опасения, что могут сорваться поставки товаров в Россию на сумму 1 млрд евро.
«Сбер» покинули несколько топ-менеджеров.
Американский сайт iHerb приостановил работу в России, а маркетплейс Lamoda – в Украине.
Зарубежные автопроизводители Audi, Volkswagen, Skoda, Land Rover, Porsche и General Motors заявили, что прекращают поставки в Россию.
В магазинах России был создан запас гречки и макарон на 50–70 дней.
Рынку напомнили, что с 1 марта российские компании начнут маркировать воду и табачные стики.
Фото: Oxana A/Shutterstock
В марте жители России начали закупаться продуктами, лекарствами, одеждой и бытовой техникой и скупать товары женской и детской гигиены.
Крупные сети, в том числе X5 Group, «Ашан», «Слата» и «ХлебСоль», ввели ограничения по объему продаж в одни руки.
Международные бренды начали массово уходить или приостанавливать бизнес в России. Из фэшн-ритейлеров в марте о приостановке заявили Uniqlo, Hugo Boss, Crocs, Victoria’s Secret, Adidas, Levi Strauss & Co, Puma, H&M, Zara, Bershka, Mango, Pull & Bear, Oysho, Moody’s, Reserved и Cropp, люксовые бренды Louis Vuitton, Hermes и Chanel.
Приостановили деятельность в России французская спортивная сеть Decathlon и британский ритейлер детских товаров Mothercare.
В сегменте электроники приостановили работу на территории России Apple, Panasonic, AMD и Intel, LG Electronics.
Из продуктового сегмента – PepsiCo и Coca-Cola. Позже появились сообщения, что компания Coca-Cola не будет останавливать производство в России, но прекратит инвестировать в маркетинг и новые проекты на территории страны, а PepsiCo разрабатывает новые бренды для России. Также инвестиции и экспорт в РФ приостановили Unilever и Johnson&Johnson.
Заявили об уходе: компания специализированного питания Herbalife Nutrition, датская пивоваренная корпорация Carlsberg, нидерландская пивоваренная компания Heineken, табачные компании Imperaial Brands и British American Tobacco, американская компания eBay приостановила доставку заказов в Россию и на Украину.
Стало известно, что финская продуктовая сеть Prisma уходит с рынка России.
Большую потерю понес мебельный рынок – Ikea приостановила деятельность в России и Белоруссии, а также все 13 магазинов закрыл датский мебельный ритейлер Jysk.
Фото: Oxana A/shutterstock
Ударило и по DIY– немецкая сеть OBI сообщила об уходе, позже она решила продать бизнес за символическую сумму инвестору Йозефу Лиокумовичу.
Большой урон понес и общепит – McDonald’s временно закрыл все рестораны в России, так как в последние дни в адрес компании рос негатив со стороны западных партнеров и клиентов из-за продолжения работы в России. Burger King и KFC продолжили работать в России по франшизе.
Закрыл бизнес в России один из самых крупных розничных операторов косметики и сопутствующих товаров A. S. Watson.
Основной причиной приостановки и ухода компании называли сложившуюся геополитическую ситуацию и трудности с логистикой.
США запретили импорт алкоголя, морепродуктов и предметов роскоши из России.
Американский производитель программного обеспечения, компания Oracle Corp сообщила о прекращении всех операций в России.
Тогда же выяснилось, что «Ашан» и Globus продолжают работать в России.
Компания «Лента» отправила в отставку нескольких экспатов. Отставки последовали после введения Европейским союзом 28 февраля 2022 года новых санкций против определенных российских лиц, включая Алексея Мордашова, конечного бенефициарного владельца ООО «Севергрупп», которое является акционером, владеющим 77,99% акций «Ленты».
Спустя сутки после назначения гендиректор «Яндекса» Тигран Худавердян покидает свой пост из-за включения топ-менеджера в санкционный список Евросоюза 15 марта.
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности согласовала инициативу депутатов «Единой России» о внешнем управлении активами иностранных компаний, покидающих российский рынок.
Стало известно, что в России могут национализировать почти 60 иностранных компаний.
Правительство России приняло решение легализовать параллельный импорт с целью удовлетворения спроса на востребованные зарубежные товары.
Правительство начало разрабатывать меры поддержки малого и среднего бизнеса на фоне беспрецедентных санкций. Было отменено большинство ограничений, связанных с пандемией коронавируса: QR-коды, требования по количеству средств индивидуальной защиты, времени работы общепита и т.д. Обсуждалось введение налоговых каникул, снижение ставок и обнуление ряда налогов сроком на несколько месяцев. Центральный банк выделил банкам дополнительные 500 млрд рублей на льготные кредиты малому бизнесу.
Правительство расширило перечень товаров, подпадающих под обязательную маркировку, туда вошли электронные сигареты и курительные смеси для кальяна, появились сообщения, что могут расширить маркировку импортного алкоголя. Минпромторг объявил, что с 1 октября 2022 года будет введена обязательная маркировка БАД.
Крупные сети продолжали инвестиции в расширение, так, «Пятёрочка» открыла 18- тысячный магазин.
В марте были запрещены две социальные сети, и реклама товаров в них стала неактуальна.
Фото: ImageFlow/shutterstock
В апреле ассоциации, объединяющие производителей продуктов питания и напитков, обратились к Правительству России с просьбой приостановить эксперимент по маркировке. Позже выяснится, что эксперимент будет продолжен.