Торговые центры постепенно перестают быть только местом для совершения покупок, становясь площадкой для отдыха, общения и встреч. IKEA Centres Russia следует новым трендам в индустрии розничной торговли и постоянно ищет инновационные идеи для улучшения покупательского опыта гостей МЕГИ, внедряя digital-технологии и используя омниканальный подход. Накануне конгресса RETEXPO мы поговорили с Юлией Николаевой, руководителем программы по многоканальному маркетингу IKEA Centres Russia.
– Скажите, пожалуйста, что такое инкубатор для технологических стартапов IKEA Centres Russia?
В настоящий момент МЕГА является лидером рынка: за прошлый год наши торговые центры посетили 265 миллионов человек. Мы хотим сохранять наши лидирующие позиции и понимаем, что сегодня для того, чтобы поддерживать интерес посетителей, мало быть просто торговым центром. IKEA Centres Russia постоянно ищет инновационные идеи, которые смогут улучшить покупательский опыт гостей МЕГИ как в торговом центре, так и за его пределами. В мире, где большинство товаров и услуг доступно в режиме 24/7, необходимо использовать digital-технологии, чтобы сделать шопинг более удобным.
Именно поэтому для поиска и реализации инновационных идей по улучшению покупательского опыта мы запустили МЕГА ACCELERATOR. К участию в проекте привлекались новые компании и стартапы, лучшие из которых могли стать партнерами IKEA Centres Russia.
Проект включал в себя несколько этапов: сбор и изучение идей, выбор победителей и 90-дневная реализация. Участникам проекта IKEA Centres Russia предоставляла рабочее место, ресурсы для реализации и наставников, которые ставили перед командами новые задачи и курировали их выполнение в рамках проекта.
Специально для участников МЕГА ACCELERATOR в офисе IKEA Centres Russia было организовано креативное пространство – коворкинг PO2RT, который теперь открыт для всех желающих.
По итогам первого тура мы выбрали 10 команд, чьи идеи показались нам наиболее перспективными. За время проекта 7 из 10 команд протестировали свои идеи в торговых центрах МЕГА и магазинах ИКЕА. Всего было проведено более 20 тестов, в которых принимали активное участие посетители МЕГИ. Самым масштабным стал тест идеи стартапа Rate it, участие в котором приняли почти 2000 человек.
Победителем проекта стала команда SensArt, предложившая технологию превращения любой поверхности в сенсорный экран. Пилотный запуск разработанного командой интерактивного экрана Surfancy прошел в МЕГЕ Белая Дача и пользовался большим успехом у посетителей.
– Каков размер ваших инвестиций в инновации?
Сложно озвучить бюджет не инновации, поскольку наш бизнес подход – это сочетание инноваций и обеспечение устойчивого развития. Мы ежедневно ищем и применяем новые подходы и идеи, стремимся улучшить деятельность каждого подразделения компании и торговых центров в целом. Все наши инвестиции, включая операционную деятельность, операционные расходы, даже строительство торгового центра мы можем назвать вложением в инновации.
– Как компания выбирает направления для инвестиций в технологии? Каков ваш выбор сегодня?
Сегодня мы осознаем важность омниканального подхода в общении с покупателем, поэтому многие проекты связаны с разработкой и улучшением существующих инструментов по улучшению покупательского опыта. Например, в ноябре прошлого года мы провели хакатон MEGAthon, целью которого было предложить идеи по улучшению мобильного приложения МЕГА.
Приоритетные направления, в которые мы инвестируем сегодня, должны не только отвечать запросу времени, но и предвосхищать возможные реалии будущего. Сегодня среди приоритетных направлений нашей работы: коммуникация с покупателями, персонализация покупательского опыта, автоматизация и роботизация, геймификация и виртуальная реальность, устойчивое развитие.
– Скажем, новые решения на базе RFID рассматриваются?
Конечно, ведь обойти RFID вниманием означало бы игнорировать одну из самых интересных технологий в розничной торговле. С ее помощью многие компании добиваются серьезной операционной эффективности в логистике, управлении товарами, навигации. Мы рассматриваем RFID как возможность персонализации customer journey. Например, мы задумывались о применении браслетов с метками RFID, карт лояльности, различных возможностей использования геймификации.
Одним из примеров возможного применения технологии RFID является использование ее для обеспечения безопасности маленьких посетителей МЕГИ. В каждом торговом центре и рядом с ним, есть детские площадки, куда родители и дети с удовольствием приходят, чтобы провести время. В выходные и праздничные дни на площадках многолюдно, и, если на детей надеть такие браслеты, через мобильное приложение МЕГА можно следить за их местоположением.
– Есть ли в вашем портфеле компании, не относящиеся к IT сектору?
Мы считаем, что все команды, принявшие участие в МЕГА ACCELERATOR, относятся не к IT, а, в первую очередь, к сектору коммуникаций с потребителями и улучшения покупательского опыта. В центре нашего внимания всегда находятся наши гости, их потребности, для нас важно предоставить им лучший опыт в области шопинга и отдыха. Технологии в этом случае – инструмент, позволяющий поддержать или улучшить этот опыт.
Довольно сложно представить инновации без вовлечения IT, потому что многоканальный подход неразрывно связан с интернетом, гаджетами, информационными системами. Зачастую можно сказать, что продукт физически не существует, потому что сам продукт виртуален (вспомните нашумевшую игру про покемонов).
В то же время, технологии становятся легкими в использовании, общедоступными, и в этом их преимущество. Например, технология iBeacons появилась в 2013 году, а сегодня в продаже можно легко найти полный комплект типа iBeacon Retail Kit для магазинов, установка которых не требует никаких специальных навыков, кроме умения пользоваться смартфоном и расстановки маячков.
Юлия Николаева выступит на пленарной сессии конгресса RETEXPO и подробно расскажет об инновациях, применяемых в торговых центрах МЕГА, а также о механике и результатах проекта МЕГА ACCELERATOR.
RETEXPO – крупнейшее профессиональное событие в области технологий и инноваций для розничной торговли. Выставка и конгресс пройдут в Центре Международной Торговли в Москве 23-25 ноября.