Фоторепортаж московских новогодних витрин
Новогодние праздники — время, когда абсолютно все идут в магазин, чтобы порадовать себя и близких подарками, купить угощение к праздничному столу, приобрести что-то необычное и долгожданное. Для магазинов рост продаж в предпраздничные дни составляет 30–40%. Некоторые в эти дни зарабатывают до 30% своей годовой прибыли. Чтобы продлить период покупательского ажиотажа, ритейлеры заранее, уже в ноябре, стремятся создать в магазине новогоднюю атмосферу, по-праздничному оформить витрину и таким образом заразить покупателей праздничным настроением, спровоцировать на предновогодние, часто незапланированные покупки.
В Европе существует давняя традиция украшения витрин к Рождеству, когда дело не ограничивается просто красивой декорацией. К оформлению витрин подходят как к искусству — каждый год в витринах происходит рождественское действо — кукольные представления, собирающие много желающих на него посмотреть. Жаль, что в витринах магазинов в России такие шоу устраивать не принято.
В этом году основной посыл, который несут дизайнеры, помимо праздника, — это создание атмосферы семейного тепла и уюта, а также легкая ностальгия, к которой людям свойственно обращаться, когда в повседневной жизни не чувствуется стабильности. Тренды задают известные бренды.
Дизайнеры «Гастронома № 1» в московском «ГУМе» в новогоднем оформлении магазина решили сделать акцент на ностальгии. Романтика 60-х, спокойствие 80-х — все это хорошо помнят те, кому за… А для тех, кто помладше, атрибутика советского времени — это и круто и модно. А порой дорого, причем, чем давнее прошлое, тем дороже его атрибуты. В ностальгии супермаркета непрозрачный намек на то, с чем мы можем остаться в результате импортозамещения: витрины заполнены «советской» сгущенкой, молоком и яйцами.
Эстетикой советского времени пропитано оформление новогоднего «ГУМа». Возможно, не у всех посетителей атрибуты советской торговли могут вызвать ностальгию, но запах мандаринов и «советские» Снегурочки за прилавком ассоциируются с детством — самым беззаботным периодом в жизни.
Витрины Dior — часто выступали примером для подражания, бренд всегда привносил что-то новое в новогоднее оформление. Кажущуюся простоту из наваленных новогодних шаров на самом деле создать не так уж просто.
В оформлении Cartier нет ничего революционного. Но стоит заметить, что елочки по размеру чуть ниже товара, подчеркивая его значимость: сначала подарок, а потом — праздник.
Мотивы Сальвадора Дали в «зимних» цветах. В магазине Bosco Di Ciliegi время размыто — можно никуда не спешить. Кроме цветовой гаммы — ни намека на праздник, впрочем, чего не скажешь о витринах других магазинов Bosco.
Движение в витрине всегда привлекает внимание. Витрина салона Bosco Prive: пройти и не заметить — невозможно.
Британский магазин люксовой одежды, аксессуаров и косметики Burberry украсил витрину традиционными лондонскими символами — игрушечными двухэтажными автобусами и лондонскими гвардейцами. Придумывать ничего не пришлось — красный — цвет бренда и цвет праздника.
Сувенирный магазин «Наследие» интересен не только своей сказочной композицией, рассматривать которую можно долго. От магазина веет свежестью и зимним морозцем — у краев стекол витрина «замерзла». Не по настоящему (на улице плюсовая температура) — искусственную заморозку нанесли поверх стекла, при ближайшем рассмотрении видны даже кристаллы и снежинки.
Декораторы готовили новогодние витрины ЦУМа около полугода. Стоит специально приехать, чтобы посмотреть на эти произведения искусства. В каждой витрине замерли герои любимых сказок, выглядящие современно в одежде от модных брендов.
Новогодние декорации, иллюстрирующие сказки, возможно, одни из самых сложных в истории ЦУМа.
Мимо витрин Tiffany нельзя пройти, не обратив внимание. Дизайнер создал волшебный мир, в котором нашлось место и ювелирным украшениям, которые обязательно должна приобрести принцесса из сказки.
К вопросу о том, как продавать купальники зимой: здесь Новый год весьма в тему.
Лаконичность и практичность английского бренда John Lobb проявилась и в новогоднем дизайне. Ёлочка не только напоминает о празднике, на нее и галстук можно повесить.
Витрины «Центрального детского магазина» на Лубянке создают атмосферу семейного уюта. Центр привлечения внимания — движущийся в режим нон-стоп паровозик.
Hamleys сосредоточил центр внимания детей и взрослых на уголке деда Мороза.
Детский магазин Bimbus выбрал простое и функциональное решение с использованием торгового оборудования.
В большинстве магазинов, не относящихся к премиальному сегменту, центром притяжения внимания покупателей даже в Новый год является информация о скидках — сказывается нестабильность в экономике и падение доходов клиентов. После ряда магазинов, где к оформлению витрин относились явно по остаточному принципу, витрина Mothercare производит очень приятное впечатление.
Магазин товаров для творчества «Передвижник» создал композицию из собственных товаров.
Имея хорошую идею, можно создать интересную Новогоднюю витрину весьма недорого, как это сделал магазин Falconeri.
В этом году для ритейла наступило достаточно сложное время. Конечно, отказываться от оформления витрин не стоит. Те, кто принял такое решение в этом году, однозначно, рискуют проиграть своим конкурентам.
С приближением к новогодним праздникам становятся актуальны сказочные темы в витринах. Внимание потенциального покупателя будет останавливаться на чем-то легком, сказочном или фантастическом.Как всегда кинетика и механическое движение доказывают свою эффективность, собирая толпы людей около витрин.
Заметна тенденция витринах к минимализму и лаконичности.
Часто используются природная тема, естественные материалы. С одной стороны, такие материалы намного дешевле, с другой, можно хорошо использовать легко узнаваемые образы и элементы.
Например, при оформлении витрины «Дома Книги» на Невском проспекте Санкт-Петербурга мы применили много природных материалов, березы, пни, еловые ветки и шишки. Это позволило оптимизировать затраты на декорации, а так же создать новогоднюю историю правильным образом.
С приходом кризиса, в целом, огромных изменений в сфере сценографии, оформления витрин не произошло. Всё строится по старым законам с использованием знакомых материалов, игре планов. Акцент, по-прежнему ставится на продукт, за исключением промовитрин, который используется универмагами для саморекламы.
В люксовом сегменте одни бренды предпочитают знаковое оформление (Prada, Armani, Gucci) — футуристичные манекены без лиц, дорогие материалы для заднего плана, создавая ощущение принадлежности марки к определённому ценовому сегменту и поддерживая имидж трендового люкса.
Другие (Chanel, Lanvin) верны классической сценографии, где во главе стоит определенная история, где вспомогательными элементами выступают реальные жизненные декорации, при этом вещизм и минимализм как средства изображения идут нога в ногу друг с другом. Главное, донести до потребителя стиль жизни, а не продукт как таковой.
В массмаркете акцент делается на вещи. По сути, витрины этого сегмента могут выглядеть лучше и стоят столько же, сколько оформление дорогого бренда, впрочем, как и раньше.
В связи с резким развитием и внедрением в массы современного искусства привлекаются всё чаще иллюстраторы и инсталляционные художники; видеомэппинг (3D-проекция) уже стал любимым оформлением города, его отголоски можно увидеть и в оформлении витрин. В Москве пока используется простое световое диодное оформление (буквы, гирлянды, световые короба), и оно считается дорогим, но видеопроекций нет, хотя есть специалисты, способные воплотить очень интересные идеи в жизнь, но пока нет спроса на это. Может, через год-два эти тренды дойдут и до России.
Всегда затратно создавать дополнительных персонажей (помимо манекенов). Крупные отлитые целиком 3D-формы животных, придуманных персонажей, которые живут своей жизнью, создают желание запечатлеть зрителю витрину, выставить в соцсетях или инстаграмме.
Даже в кризисных условиях оформлять и обозначать витрину безусловно нужно, хоть и минимальными способами. Например, элементарно перекрасить задник, если витрина закрытая.
В качестве общего тренда, пожалуй, можно отметить очень активное использование светодиодных конструкций и элементов. Большинство сетей используют темы, традиционные для новогодних праздников — елка, подарки, Дед Мороз. Цветовое решение обычно включает в себя либо белый цвет, либо сочетания красного, золотого и зеленого цвета.
Мы в этом году пересмотрели новогоднее оформление наших магазинов. Темой оформления витрин вместо традиционного Нового года и Рождества — елочек, снежинок, оленей и т. д., — была выбрана «Новогодняя феерия». Мы постарались передать ощущение яркого и шумного праздника, сделав это при помощи декоративных элементов, которые ассоциируются с сюрпризами, цирком, подарками. Кроме того,т. к. в последнее время мы активно переоборудуем свои магазины в новом для нас стиле «лофт», в новогоднем оформлении мы также его поддерживаем при помощи деревянных паллет и ящиков, гигантских муляжей подарков и ретро-гирлянд. В отдельных магазинах мы планируем использовать и елки (это уже не витрина, а оформление внутри магазина). По нашим представлениям, елка в LUSH должна быть живой, чтобы соответствовать идее натуральности и свежести, характерным для нашей продукции.
Автор: Ольга Крыкова
Фото: Наталья Марова, специально для Retail.ru